Русский народный свадебный костюм

Свадебное платье в русском народном стиле

Поиски безупречного подвенечного наряда забирают много времени и сил, тем более, что каждый день дизайнеры создают новейшие модели.

Если вы откажетесь от чисто белоснежного наряда в пользу модели с интересными орнаментами, узорами и вышивками, то гостям на свадьбе запомнится ваш колоритный и яркий наряд в русском национальном стиле. Поскольку свадебное торжество в этническом стиле будет весьма оригинальным и непохожим на других.

Прошли те времена, когда русские девушки наряжались в красные свадебные сарафаны. Поистине красивейшие одеяния были роскошно расшиты вышивкой.

С крещением Руси им на смену пришли венчальные платья очень простого и скромного вида, иногда даже черного цвета. Для семейного торжества, особо почитаемого народом, наоборот доставалось из сундуков роскошное платье самых разных оттенков красного цвета, это мог быть и багряный, и вишневый или алый, червонный или малиновый, который символизировал жизнь, радость и любовь.

Первоначально девушка надевала рубаху с орнаментами, вышитыми собственными руками. Сарафан, такой же яркий, как и рубаха, был показателем того, насколько искусная мастерица невеста. Также он был показателем благосостояния её родителей. Роскошная мантия из парчи, украшенная жемчугом, являлась признаком того, что невеста из княжеского рода.

В целом вес наряда мог быть больше 10 килограмм из-за его богатого украшения, в которое входило меха, драгоценные каменья, вышивка золотыми нитями, жемчугом и бисером.

Создание торжественного платья было продолжительным и трудоемким процессом, поскольку были еще в большом количестве пышные нижние юбки. Ценность его была велика и поэтому он передавался из поколения в поколение. Это было своего рода произведение ювелирного искусства, реликвией, к которой относились с должным почтением.

Девушки из несостоятельных семей были вынуждены украшать голову самым простым венком из полевых цветов. Невесты из более состоятельных семей украшали голову кокошником и обручем, либо вплетали в косы разноцветные ленты. Благородные металлы и бронза служили украшением шеи новобрачной, и показателем финансовой состоятельности семьи.

Времена Петра Первого многое изменили, в том числе и свадебное одеяние. В глубинках Российской империи мало что изменилось, а вот аристократы были вынуждены следовать моде Европы с белыми бальными платьями.

В послереволюционное время изменилось и представление людей о свадебном платье. Роскошный наряд больше не воспринимался с восторгом и большинство людей отдавали предпочтение для церемонии бракосочетания скромным одеяниям.

Только в начале 70-х невесты вернули себе право выглядеть грациозно, утонченно и восхитительно в этот торжественный день.

Сегодня же ситуация кардинально другая – каждая из невест ищет уникальный наряд, который будет олицетворять её желания и мечтания. И девушкам повезло, как раз вовремя в моду возвратились уникальные неповторимые детали традиционного русского костюма.

При выборе наряда нужно придерживаться таких правил:

  • По крою платье может напоминать бальный наряд времен императорской России или сарафан древнерусских времен.
  • Непременным элементом русского наряда является вышивка. Узоры обычно традиционны, например цветочный орнамент, а цвет нитей может быть красным, серебряным либо золотым.
  • Если торжество запланировано на зимние месяцы, то вполне уместно будет смотреться мех. Искусственный или натуральный в виде утепленной накидки, оторочки по краю подола платья.
  • Фата с множеством ярусов – весьма интересная деталь русского стиля. Она будет хорошо сочетаться с венком из цветков либо неординарным обручем.

Мода свадебных торжеств изменчива и всегда преподносит интересные идеи для невест. Несмотря на это, русские национальные детали в образе помогут новобрачной раскрыть свой богатый духовный мир и уйти от обыденности.

Решив провести свадьбу в стиле «а-ля рюс», вам и наряд нужен идеально подходящий в аутентичную атмосферу торжества. Нынешнюю невесту едва ли сможет заинтересовать сарафан, который надевали девушки того времени. Но вот несколько оригинальных элементов, которые были свойственны наряду того времени, могут изменить ваши представления о подвенечном одеянии.

Национальные мотивы в свадебном платье — один из самых неизменных трендов. Предложения дизайнеров нынешним невестам весьма оригинальны и любопытны, к примеру, предельно приближенные к русским национальным платьям стилизованные белые.

Возьмите за основу традиционную национальную мысль, современные материалы и у вас появится возможность сотворить интересное, завораживающей красоты, подвенечное платье.

Комбинация красного, синего и белого, изящная вышивка цветочных композиций, орнамент и роскошная отделка – это и есть предложение современной моды свадебных платьев в русском стиле.

Ведь необычайно привлекательно и весьма особенно выглядит невеста в белоснежном одеянии с яркими деталями в крое платья.

Это могут быть вышивки в красных или синих тонах либо вставки контрастных цветов.

А-образная модель все больше привлекает их внимание и не зря, силуэт выглядит очень женственно, грациозно и утонченно. Его формирует лиф, плавно переходящий в расширенную книзу юбку, роскошную своей пышностью.

В число основных деталей стиля «а-ля рюс» входят рукава, по форме напоминающие фонарики, впечатляющей длины шлейф и пышная юбка.

В вашей воле выбрать свадебный наряд с открывающим только очаровательные плечи или с интригующим глубоким декольте. Но если запланировано венчание, вам нужен будет дополнительно скромный наряд либо красивое болеро, накидка или палантин.

Сарафан привлекателен не только обилием окрасок, но и непревзойденной роскошью. Для модных невест на выбор представлена масса вариаций классического кроя с высокой талией и широкими бретелями.

Юбка сарафана бывает расклешенной либо зауженной, однако юбка клеш пользуется большим признанием среди женского пола.

Беременным невестам такое одеяние придется к лицу и сможет скрыть животик.

Девушкам, нуждающимся в повышенном внимании к своей персоне и желающим показать свою уникальность и неповторимость, предлагается выбрать сарафан из ярких тканей.

Однако если вы больше любите нежные, трогательные образы, то лучше остановить выбор на моделях пастельных оттенков, которые дизайнеры также представляют в своих коллекциях.

Основным акцентом в столь простом одеянии является искусная ручная работа: вышивание разноцветными лентами и тончайшими нитями, искрящимся бисером, благородными каменьями. Труд поистине сложный, но создающий невероятную красоту для тех, кто идет под венец.

Теперешние одежды в стиле «а-ля рюс» очень яркие, разноцветные и вычурные, а есть и такие, которые аналогичны платьям-рубахам. Но это и есть их исключительная, оригинальная черта.

Современные платья в русском стиле неординарные, удивляющие и являются воплощением необыкновенных идей с полными жизни цветами, узорами и вышивками цветочных либо животных мотивов.

Материалы для их пошива должны быть из настоящего льна или хлопка.

Рукава, похожие на фонарики, набивные рисунки и орнаменты гжели и хохломы, очень подчеркивают русский стиль. Стоит отметить, что платье с узорами должно быть скромным, без глубокого декольте и средней длины.

Рисунок может быть на юбке платья либо на лифе, если вы будете шить наряд на заказ, то и вышивку делайте уникальную.

Как уже говорилось, девушки были искусными рукодельницами, и оттого свадебный наряд был роскошно украшен. Просто раньше в народе верили, что узоры, ими вышиваемые на своих одеяниях, защищают от дурного глаза и порчи. Основными цветами нитей для вышивания были, кроме синего и красного, черный, и цвет золота.

Платья с различными узорами и орнаментами есть в коллекциях многих дизайнеров. Бесспорно они очень преобразят невесту, сделав ее заметной, интересной и с изюминкой. Это великолепное одеяние подойдет для торжеств и летом и зимой.

Обладательницам самых разных фигур к лицу будет сарафан в русском стиле.

Отлично дополнит сарафан рубашка из шелка или льна с длинным или коротким рукавом.

Свадебное стилизованное платье должно удачно сочетаться с остальными деталями образа, тогда целостность и оригинальность будут сохранены. Заметной и интересной деталью образа станут красные туфли или сапоги, которые в этом цветовом решении довольно традиционны.

Фата, как главная деталь образа, после платья, должна сочетаться с образом в целом. Чем богаче и роскошнее подвенечное одеяние, тем сдержаннее и скромнее она должна быть. Фата может быть однотонной, либо с узорами или вышивкой.

Лицо девушки выходящей замуж в русском народном стиле должно быть максимально приближено к естественности. Обратите внимание на макияж глаз и на румянец на щеках.

Хорошим дополнением к образу в холодное время года будет горжетка или муфта, а также шубка.

  1. Стилизованные свадебные торжества стали очень популярны.
  2. Если ваш выбор пал на свадьбу в русском народном стиле, важно грамотно выбрать платье.
  3. Больше соответствует алый сарафан, украшенный колоритной вышивкой. Модель может быть в стиле ампир и А-образная или фасона, который облегает фигуру.
  4. Наряд также могут дополнить вставки из камней.
  5. Хорошо надеть льняную белую рубаху с прямыми рукавами.
  6. Следование традиционным обычаям дает возможность оригинально украсить голову новобрачной кокошником, украшенным цветными каменьями и добавить блестки как декор.
  7. Волосы можно аккуратно заплести в косу и украсить лентами.

Свадебные платья в русском стиле

История свадебного платья на Руси исчисляется ни одним столетием. Раньше для невесты было обязательным иметь по несколько свадебных нарядов. Один мог предназначаться для увеселительных плясок, второй для торжества, третий для помолвки с суженым, а четвёртый естественно для самого важного, венчания.

Всё изменилось, когда пришёл к власти Пётр 1. Все устои свадебной церемонии и непосредственно само платье. Следовать моде за царём были вынуждены все слои населения села и города. Также вошли в моду и классические белые платья европейского образца.

Ярчайшими особенностями традиционного свадебного русского платья считаются вышивка и разнообразные украшения. Русские нотки в дизайне свадебного платья, пусть даже самого современного, вызовут восторженные взоры присутствующих на торжестве.

Традиционного понятия кому подойдут свадебные платья не существует. Свадебное платье это обязательная атрибутика свадьбы. Это событие способное изменить жизнь. Она навсегда останется как в памяти, так и на фото и видео. Естественно, что любая невеста захочет выглядеть в этот день неотразимо.

Фасоны свадебных платьев весьма разнообразны. Каждый по-своему имеет определённые преимущества и варианты декора. Не стоит думать о свадебном платье как о единственном в своём роде.

Разнообразить любое платье под русский вариант можно совершенно просто и непринужденно. Взять хотя бы к примеру, недавно вошедший в современный фасон годе.

Стоит добавить к нему традиционную русскую накидку и любая невеста обретёт в нём неповторимую элегантность.

Традиционный русский сарафан. В былые годы каждая девушка была в нём эталоном красоты и скромности. Современная мода не оставила и наших девушек обделёнными вниманием. Образ свадебного платья таит в себе и простоту и обаяния русской души. Особенно к лицу русские сарафаны более полным девушкам и женщинам.

Мода традиционных русских нарядов плотно сидит в каждой русской душе. И пусть не каждая девушка готова примерить абсолютную копию старинного русского платья на свою свадьбу. Но внесённую минимальную нотку обаяния в виде вышивки в старинных мотивах или с использованием меха всё чаще удаётся встретить на свадебных торжествах.

Читайте также:  Свадьба в рыцарском стиле

Максимально характерная обувь к традиционному свадебному платью должна быть относительно скромной. Неплохо смотреться при таком наряде будут и балетки. Также вполне уместны при колорите современности и русских традиций красные слиперы.

Любое свадебное платье, будь то современное со славянскими вариантами или традиционное русское, должно максимально сочетаться со всем праздничным образом.

Цветы вообще считаются идеальным декором, способными вписаться в абсолютно любой образ. С их помощью, можно подчеркнуть такие свойства как нежность, и самую естественную девичью скромность.

Причёска на свадебном торжестве, наверное, значит не меньше, чем идеальное свадебное платье. Если следовать традиции русских свадеб, то тут вариантов достаточно немного. Классическая русская коса в кокошнике хоть и является своеобразной атрибутикой, но не каждая невеста сможет принять этот вариант.

Особенно стильной и практичной будет невеста с причёской из собранных волос с вплетёнными цветами. Ещё заметна такая тенденция у потенциальных невест, как отращивание волос.

Они задолго до свадьбы начинают усиленно колдовать над ними, ухаживать и беречь с удвоенной силой.

И действительно, такая романтика как длинные локоны струящиеся по плечам, способны обворожить не только жениха, но и каждого мужчину на счастливой церемонии бракосочетания.

Любая свадьба это в первую очередь красота и олицетворение естественности невесты. Именно невеста становится главным действующим лицом. Не стоит пренебрегать макияжем, как и не стоит усердствовать. Слегка подведённые брови, лёгкий румянец, немного удлинённые ресницы помогут вам создать правильный образ. Тут главное помнить, что лучшая красота это естественность.

  • Не торопитесь при выборе свадебного платья. Оцените свои требования и предпочтения, обратитесь к друзьям и родным. Может быть, они помогут создать правильный образ;
  • В первую очередь это ваш счастливый день. Вы королева бала и никто не сможет вам помешать в осуществлении заветной мечты;
  • Не перебарщивайте с аксессуарами, но и не пренебрегайте ими. Именно они добавят вам колорита и оригинальности.

Наряд для невесты в старом русском стиле можно достаточно эффектно стилизовать. А возможно и полностью повторить традиции старорусских красавиц. Так, из большинства платьев невест самым привлекательным и оригинальным считался именно вариант, надеваемый невестой после венчания. В платье, украшенном цветами и вышивкой, невеста была неподражаема во всех отношениях.

В современном исполнении такой наряд достаточно элегантен с дополнением различных вариантов декора и аксессуаров. Любая девушка нашего времени способна стать самой неповторимой жемчужиной среди моря гостей.

Русский свадебный наряд

 Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль, его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Особенности русского свадебного костюма

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором.

Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения.

Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

русское платье с мстерской вышивкой

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи, а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Платье в русском стиле

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка.

Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора, который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц.

Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.

Уникальный декор сарафана

свадьба в русском стиле

Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан. Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей.

Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом.

Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.

Русский костюм

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи — одежду, по крою напоминавшую современные жакеты. Душегреи тоже украшались — в основном, канителью, фактурной вышивкой.

Еще один элемент свадебного наряда — венчальная рубаха. В разных регионах страны было принято украшать такую одежду по-разному.

Различались рубахи и по крою: они могли быть длинными, укороченными, узкими, широкими, некоторые предметы одежды имели прорези по бокам.

Под сарафан невесты было принято поддевать сразу несколько юбок — для того, чтобы придать фигуре визуальный объем. Также юбки использовались в качестве нижнего белья.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения — косники, которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

накосник

Накосник

Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор — повойник, кокошник, сороку.

Как и другие элементы свадебных костюмов, кокошники имели роскошный декор. Особую ценность представляли кокошники с жемчугом, которые выглядели как настоящие произведения искусства.

Отношение к ним было соответствующее: жемчужные кокошники почитались за семейные реликвии, и передавались из поколения в поколение.

девичий венец и накосник

кокошник , вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Свадебный венец

Девичий венец

Пояс невесты

Следует упомянуть и такую деталь, как пояс. Пояса делали выгодный акцент на красоте женской фигуры, ее формах. Такие аксессуары выполняли и практические функции — фиксировали одежду.

Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала. Способ завязывания пояса зависел от длины аксессуара. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов — считалось, что так наряд выглядит богаче и эффектнее.

Пояса завязывались на узел, их концы могли быть закручены.

Наряд жениха

Что касается русского свадебного наряда жениха, то он был одинаковым во всех регионах страны. Основными элементами костюма были брюки из сукна, рубаха с красивой вышивкой и пояс. Нередко костюмы дополнялись шубами, теплыми, красиво расшитыми кафтанами — причем, вне зависимости от времени года. На венчании жених стоял, подпоясанный вышитым полотенцем.

кафтан

Рубаха жениха обязательно должна была быть украшенной. К декору предъявлялись особые требования — вышивка красного цвета (если рубаха была белой) по линии подола и на рукавах.

Также вышивкой украшался участок груди. Были распространены и яркие красные рубахи, которые смотрелись особенно празднично.

Цвет брюк жениха принципиального значения не имел, однако предпочтение тоже отдавалось ярким гаммам.

Интересный факт: рубашку для жениха вышивала его невеста. Процесс вышивания у девушек на Руси было принято сопровождать молитвами: таким образом, девушка делала своему суженому своеобразное послание через узор, желала ему любви, благополучия, здоровья.

Крой свадебной мужской одежды оставался неизменным на протяжении многих столетий. Небольшие изменения касались отдельных элементов одежды, например, воротника. Косоворотка, которую сегодня многие ассоциируют с национальным мужским костюмом, появилась относительно поздно. Исконно русскими можно считать, скорее, мужские рубахи с прямым вырезом на участке горловины.

Свадебный наряд как традиция

Практически каждый элемент свадебного наряда на Руси имел особое значение, был глубоко символичным. Примечательно, что его удалось сохранить.

Несмотря на сложные времена, которые переживала страна, традиции, связанные с русской свадьбой, бережно передавались из поколения в поколения. Во многом, благодаря этому их удалось сохранить.

Многие современные девушки, знакомящиеся с традициями русского свадебного костюма, часто замечают знакомые черты, элементы.

Русский свадебный наряд сегодня

Свадьбы в русском стиле становятся все более популярными. Невеста в кокошнике, жених в красиво расшитом кафтане — то, что уже давно не считается экзотикой, проявлением китча. Многие молодожены делают выбор в пользу национальных костюмов, отказываясь от привычной торжественной одежды, успевшей надоесть.

Русский свадебный костюм

Современных женихов и невест привлекает самобытность национального свадебного костюма, его яркость, колорит, уникальный декор.

Эффектные, красивые наряды в русском стиле создают по-настоящему праздничную атмосферу на свадьбе, формируют особое настроение у жениха, невесты и их гостей.

Все, кто присутствовал на свадебных торжествах в русском стиле, отмечают: национальные наряды по-настоящему украшают собой новобрачных. Русская свадебная одежда подчеркивает женственность и красоту невесты, делает акцент на мужественности жениха.

свадьба в русском стиле

Русский народный свадебный костюм

Сегодня свадебная мода поражает своим разнообразием, и каждая невеста может выбирать не только фасон и цвет наряда, но и его длину. В старину невесты надевали убранства, которые также подчеркивали красоту и юность, но в то же время все детали имели определенное символическое значение.

Русские свадебные народные костюмы – основные черты

Во времена Руси белоснежных нарядов не было, так как белый цвет считался символом святости и чего-то духовного. Девушки самостоятельно на протяжении нескольких лет шили себе свадебные платья, которые украшали вышивкой и яркими узорами. Русские народные свадебные платья были уникальными, но все они имели общие черты:

  • если замуж выходили представительницы боярского рода, наряды шились из дорогих и тяжелых тканей, девушки из крестьянских семей такой роскоши себе позволить бы не смогли, потому ткани были более дешевыми;
  • практически все русские народные свадебные платья украшали характерными узорами: цветами, ягодами и листьями, которые являлись символом добра;
  • русский народный свадебный костюм всегда был пестрым и красочным, невеста в нем была яркой и привлекательной по старорусским канонам красоты.

Русские свадебные народные костюмы – обычаи и традиции

Сегодня молодые девушки приобретают максимум два наряда: один для свадебной церемонии, а второй для шумного гуляния с гостями на второй день.

В старину же каждая девушка подготавливала минимум четыре платья, в соответствии с русскими народными свадебными традициями.

Необходимо было сшить отдельные убранства для венчания, церемонии заключения брака, а также подготовить костюм на гуляние.

Что касалось девичника, то для него девушка надевала яркий сарафан и рубашку под низ. Особенностью этой нижней рубашки были очень длинные рукава. Дело в том, что согласно поверью, жених со своей невестой не должны были соприкасаться голыми рукам.

Еще одной деталью русского традиционного свадебного платья был головной убор. Он представлял собой нечто похожее на венок из лент, и после венчания всю эту красоту невеста дарила своей близкой подруге или сестре. Непосредственно на венчание надевали платье красного цвета, именно он в те времена был символом красоты, радости и веселья.

Для второго дня празднования подбирали русский народный свадебный костюм из самых дорогих материалов, которые могла себе позволить семья девушки. Именно это платье было не просто красиво расшитым и украшенным всяческими орнаментами, на него повязывали традиционный кушак, который носили все замужние женщины.

История свадебного наряда русских невест | Быть женщиной — просто!

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался.

Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой).

Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан.

Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.

Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда.

В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет.

В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало.

Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» — так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н. Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е.

Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» — плотная, негибкая, «похожая на вафлю» — как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н. Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать.

Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»).

Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья.

Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды.

После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ.

Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом).

А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Русский народный свадебный костюм

Девичий «печальный» костюм Конец XIX — начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду.

Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX — начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910—1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой.

Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда.

Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками.

С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в.

этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Читайте также:  Свадьба в стиле 60-х

Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Костюм новобрачной 1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Мужская свадебная рубаха 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковскии уезд

Русский народный свадебный костюм. Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Традиционная русская свадьба

У современных молодоженов модно устраивать стилизованные свадьбы. Каких только образов не встретить: «Чикаго», «Стиляги», «Пираты Карибского моря». Многих молодых людей привлекает идея провести торжество в исконно русском стиле, придерживаясь традиций и обычаев наших предков. Так как же молодоженам 21 века в праздничный день перенестись на несколько веков назад?

Дата:
Перед людьми, решившими пожениться, часто встает вопрос: на какое число назначить день свадьбы? Как правило, на Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы, осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю) и зимой от Крещения до Масленицы.

Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Пятницей Параскевой считался покровителем брачных союзов.

Во время праздника Покрова невесты приговаривали: «Батюшка Покров, мою голову покрой!» В весенне-летний период, во время страды, совершались только браки «по нужде»- например, чтобы скрыть добрачную беременность невесты или если не хватало рабочих рук. В любом случае старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь».

Кроме аграрного календаря, на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная Церковь не венчает во время постов. (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (сырой седмицы) и пасхальной седмицы.

Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом, для свадеб оставалось не так уж много дней в году, но при большом желании современные молодожены могут найти благоприятное время для проведения торжества по канонам древности.

Например, Красная горка — была очень популярна у наших предков, не утратила своего свадебного рейтинга и сегодня.

Девичник:
Девичники на Руси – отдельная традиция, имевшая большой ритуальный смысл.

Сегодня, конечно, можно повторить девичник полностью: с ритуальными песнями-плачами, походом в баню, заплетанием косы.

Но для современных невест и их подружек – это лишь игра, не имеющая под собой того значения, и оккультной тематики, что вкладывалось нашими предками в последний незамужний вечер молодой.

Венчание:
Венчание – самая важная часть свадьбы для наших предков.

Сегодня венчаться без официального документа из ЗАГСа нельзя, поэтому будущим супругам в любом случае сначала придется оповестить государство о своем желании стать «ячейкой общества».

Если супруги хотят максимально приблизить свою свадьбу к старорусским обычаям, то они обычно проводят официальную регистрацию и венчание на разные дни.

Кольца:
Обычай обмениваться обручальными кольцами возник задолго до христианства. Кольцо – символ популярный в язычестве и древних культах. Древние римляне, германцы, славяне, индусы тоже обменивались кольцами на свадебных церемониях.

Свадебные кольца были сначала из железа, затем из серебра и золота. Обручальное кольцо полагалось носить на безымянном пальце. Считалось, что именно оттуда идет поток сила прямо к сердцу человека. Сегодня кольца – социальный маркер в ежедневном общении.

Платье невесты:
Свадебный наряд русской невесты имел множество вариантов: в каждой области существовали свои отличительные особенности. И все же можно выделить основные детали костюма для бракосочетания.
Основу девичьего наряда составляла длинная венчальная рубаха – «калинка», «исцеленница», олицетворяющая невинность и чистоту невесты.

Рукава у рубахи могли быть пышные до локтя или длинные, сужающиеся к кисти. Поверх рубахи девушки надевали несколько нижних юбок, которые зрительно увеличивали полноту невесты (пышные формы – залог здоровья женщины и плодовитости). Затем надевался сарафан, который мог иметь прямой или круглый крой.

Поверх сарафана невесты могли надевать нарядный передник, который завязывался на талии.

Передник обычно расшивали узорами-оберегами. Дополнением к костюму мог стать карман-«лакомник», расшитый узорами из яркой шерсти. В этот кармашек невеста могла положить монетки, конфеты. Как правило, она изготавливала несколько таких кармашков, чтобы одарить ими родственников жениха.

Головным свадебным убором служила широкая повязка – лента, украшенная бисером или жемчугом. В некоторых регионах на голову надевали настоящие венчальные короны-кокошники: они имели дугообразную форму, богато расшивались стеклом, бисером, украшались цветами.

Обязательным атрибутом являлась фата – тонкая шелковая ткань или платок, который по краю обшивали бахромой или лентой.

После венчания девушке переплетали одну косу в две, укладывали их вокруг головы и надевали закрытый головной убор. Замужняя женщина не должна была показывать своих волос.

Наряд русской невесты завершали различные украшения: серьги, бусы, браслеты. Основным цветом считался красный, который хранил невесту от сглаза и колдовских чар.

Также по старинной дохристианской традиции невесты у славян надевали на голову венок — символ плодородия и солнечного круга.

Одежда жениха:
Мужской свадебный костюм состоял из плисовых или суконных штанов, шелковой, домотканой или сатиновой белой рубахи, тканного пояса, суконного кафтана, суконной или меховой шапки и шубы.
Воротник, нагрудная планка и концы рукавов рубахи украшались вышивкой.

Пояс был соткан из разноцветных шерстяных или хлопчатобумажных ниток, концы пояса декорировали пышными кистями. В некоторых областях жениха подпоясывали широким вышитым или вытканным полотенцем.

Сшить подобные костюмы сегодня – не проблема, хотя многие современные «старорусские» невесты обходятся и простым, стилизованным под старину сарафаном.

Место:

Настоящая русская свадьба должна проходить на открытом воздухе, на фоне русской природы. Сегодня многие загородные гостиницы и пансионаты предлагают молодоженам провести свадьбу на воздухе, с установкой шатров или просто поставив столики на живописной полянке.

При этом, на Руси свадьба игралась в обычной избе, чаще всего дома у будущего супруга. Современные квартиры не позволяют собрать большое количество гостей, а уж приготовить свадебный пир на 5-метровой кухне и вовсе на грани фантастики.

Конечно, можно арендовать домик в ближайших деревнях, но поиски настоящей русской избы могут затянуться: чаще всего в аренду сдают современные коттеджи.

Именно поэтому свадьба «в чистом поле» может стать выходом для молодоженов: выездное обслуживание развито во всех крупных городах, на любую лесную полянку вам установят  столики и привезут праздничные блюда.

Застолье:

Кстати, о праздничном столе. По старорусской традиции, мать жениха, встречая молодых после венчания,  подавала им каравай на рушнике. Чаще всего этот пирог выпекался ею самостоятельно. Он считался главным признаком достатка, пророчил благополучие молодым, как бы давая программу на будущее.

Свадебный каравай старались сделать как можно более нарядным. Его украшали косичками из теста, фигурками животных, голубей, вылепленными из теста звёздами, солнцем и луной.

Подчас каравай с изображенными на нем листьями, цветками, колосками пшеницы, являл собой настоящее произведение искусства!Сейчас родители или сами молодые вполне могут потрудиться и испечь каравай не в печи, так в духовке.

Но многие не решаются самостоятельно готовить каравай, покупая его в хлебобулочных отделах магазинов либо непосредственно на фабриках.
Приезжая из церкви, мужчины садились с одной стороны, женщины — с другой. Молодожены усаживались во главу стола, им подавали приборы, отличные от приборов гостей своей нарядностью.

С левой стороны жениха усаживалась невеста.

Начинал застолье непременно жареный лебедь. Позднее лебедей подавать перестали, а его место на столе стала занимать любая домашняя птица. Впрочем, лебедушку продолжали изображать на каравае, ведь именно эта птица является символом любви.
Помимо лебедя, ставили на стол курник.

Это пирог в виде купола, который символизирует чадородие. Иными словами, желает молодым детей. Обычно курник пекли с гречихой, пшеном, а кроме того добавляли мясо курицы, яйца и белые грибы. Курников на столе было два — один из невестиного дома, второй, само собой, из дома ее возлюбленного.

На пироге невесты красовались цветы, на пироге жениха — фигурки людей.
Большое значение уделялось и напиткам: по традиции были и медовуха, и пиво, и брага, и вино! Бокалы, наполняемые вином, символизировали дом — полную чашу. Но молодым вино пить не следовало, лишь немного пригубить. Это собственно касалось всей молодежи – винопитие было привилегией состоявшихся, зрелых людей. А вот водка, вовсе не исконно русский напиток, вообще отсутствует на традиционной свадьбе.

Елена Панкратова

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Русский народный свадебный костюм для жениха

Современная свадьба настолько разнообразна, что уже никого ни удивишь тематическим праздником в стиле ретро, восточных традиций, кантри или, например, в русском народном стиле. А почему бы и нет? Ведь свадебные обряды и традиции русского народа достаточно красивы и мудры.

Издавна к нам дошли обряд сватовства, выкупа невесты, обмена новобрачных обручальными кольцами, запуска в небо пары голубей и пр.

, а значимые моменты русского свадебного ритуала до сих пор живут в современных традициях и приобщают молодоженов и их гостей к богатству народной культуры.

Если Вы решили организовать свое свадебное торжество в русских народных традициях, необходимо подумать о выборе нарядов, в которых сочетались бы традиционные элементы праздничной одежды Древней Руси.

Так, например, русский народный свадебный костюм для жениха не отличался большим разнообразием и в основном состоял из суконных, плисовых или льняных штанов, белой домотканой или яркой шелковой рубахи, тканого пояса и суконного кафтана. Концы пояса были украшены в основном большими пышными кистями с помпонами.

Также жених на Руси надевал суконную или меховую шапку шейный платок, а в зимний период – шубу. Перед обрядом венчания жениха подпоясывали вытканным полотенцем, вышитым красивыми узорами, орнаментом со вставками из декоративных камней и бусин. Отдельным атрибутом свадебного наряда жениха был платок, переданный невестой своему избраннику через сваху.

Шелковый или ситцевый свадебный платок символизировал сватовство и находился всегда на виду у окружающих – в основном он выглядывал из кармана костюма, либо был повязан на шее жениха.

Если вы желаете, чтобы ваша свадьба была проведена в русском народном стиле, то и вам, и вашим гостям гарантировано незабываемое веселое гулянье с размахом.

Это будет красочное и увлекательное зрелище, наполненное старинными обрядами, плясками и хороводами, народными песнями и частушками, выступлениями скоморох.

В современных русских народных нарядах новобрачных, как правило, преобладают белый и красный цвет, в обязательном порядке присутствуют орнаменты и вышивка, тесьма и отделка кружевом. Жених может быть одет в рубаху-косоворотку и традиционные русские шаровары.

Невеста – в простенький сарафан с вышитым орнаментом. В наше время проще всего заказать такую одежду в ателье, а в салоне свадебных аксессуаров купить дополнительные детали.

Кстати, свадебной обувью в народном стиле для жениха станут черные начищенные сапоги, а для невесты – сапожки красного цвета или туфельки на каблучке.

Свадьба в русском национальном стиле оставит о себе самые хорошие впечатления, а также будет долго напоминать молодоженам о незабываемых красочных моментах яркими фотографиями!

Читать продолжение на следующей странице:

Тимофеев Ярослав
Тимофеев Ярослав

Декоратор. Редактор сайта fashion-pups.ru

Статей: 1105

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *