Башкирская свадьба: традиции — свадебные советы

Башкирская свадьба: традиции и обычаи, наряды молодожен, фото и видео

Башкирская свадьба: традиции - свадебные советы

В Башкирии решение о женитьбе детей традиционно принимали родители, причем бывали случаи, когда молодые до дня свадьбы даже не виделись. Обряд бракосочетания обычно проходил дома.

С этой целью приглашался мулла для официального заключения брака и соответствующей записи об этом в метрической книге.

Традиции башкирской свадьбы имеют долгую историю, но, как и сейчас, раньше церемония могла проходить дома или в мечети.

Планы о будущей свадьбе возникали у родителей, когда их детям было еще по 5 лет. Традиционно у башкир проводился обряд «сыргатуй» — помолвка будущих суженных. Когда приближалось время обручения, семьи начинали тщательную подготовку к торжеству: собирали приданное, шили наряды, готовили дом к приезду гостей. Башкирский свадебный обряд включает несколько этапов:

  • Переговоры и обозначение условий свадьбы (сватовство, сговор).
  • Церемония бракосочетания (никах).
  • Послесвадебные традиции, ритуалы и обычаи.

Согласно башкирским традициям, отец молодого, посоветовавшись с супругой, спрашивал у будущего жениха, согласен ли тот на брак. Глава семейства определял, кто станет невестой.

Причем мать хоть и участвовала в процессе выбора, но лишь косвенно. После определения будущей невестки отец шел к потенциальному тестю договариваться о свадьбе.

Как только было получено согласие отца девушки, стартовали переговоры о калыме.

Для подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи (невесты и жениха) традиционно пили из одной чаши кумыс или мед.

После этого девушка становилась невестой, и родители уже не имели права отдать ее замуж за другого, даже если в будущем выбранный жених становился неподходящей парой (например, при ухудшении финансового состояния).

Если же отец принимал решение об отказе от свадебного договора, то по традиции он должен был откупиться, отдав мужчине деньги или скот.

Переговоры о калыме

Величина свадебного башкирского калыма определялась финансовыми возможностями обеих семей. Он традиционно состоял из скота, обуви, одежды и другого добра. Все подарки шли невесте, исключая лошадей.

Одну из них отдавали отцу девушки, а вторую закалывали к свадебному обеду. Мать невесты получала в качестве выкупа за дочь лисью шубу.

Невзирая на то, что размер калыма для башкирской свадьбы по традиции мог колебаться, предусматривались обязательные подарки, которые должен был преподнести семье будущей супруги жених. К ним относились:

  • Матери – лисья шуба.
  • Отцу – лошадь.
  • Для традиционного свадебного угощения — вторая лошадь (иногда ее заменял баран или корова) и 10-15 рублей на расходы.
  • Ткань для платья невесты и деньги на украшения.

Весь остальной выкуп (если таковой имелся) передавался отцу невесты, который в ответ дарил молодой семье деньги, скот. Нареченная от жениха в довесок ко всему получала «малый калым» в виде платка, скатерти, халата, сапогов и других традиционных вещей. Заключение условий, связанных с размером выкупа, традиционно отмечалось каким-либо скромным угощением.

Посещение дома невесты

За пару дней до первого визита жениха к невесте, когда муллой будет формально заключен брак, отец девушки по башкирской традиции приглашает в свой дом родственников и говорит о приезде сватов.

Когда приглашенные согласятся помочь в организации свадьбы, семья молодой зовет гостей со стороны жениха. Отец жениха при первом посещении дома невестки привозит с собой лошадь (которую позже закалывают). Все приехавшие на свадьбу гости останавливались в доме семьи невесты.

Их угощали традиционным бишбармаком, после чего начиналось вручение привезенных молодым подарков.

На ночь гости распределялись по домам живущих в этой же деревне родственников семьи невесты. На следующий день свадьбы по традиции резали лошадь.

В этом процессе участвовали не только мужчины, но и женщины, которые проверяли: жирное ли мясо. Гости, зная, что их ожидает, надевали простую одежду.

Когда приглашенные приходили в условленное место, на них с криком накидывались свахи, и начиналась массовая потасовка, которая была традиционной свадебной забавой башкир.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

Пробыв у сватов пару дней, гости разъезжаются по домам. Позже тесть с тещей отправляются к отцу молодого. Причем к их приему подготавливались специальные комнаты – мужская и женская.

Мать девушки, по башкирской традиции, привозила сундук, в котором лежали платок, ситцевые лоскуты, нити и рубаха.

После обеда мужчины отправлялись в женскую комнату, где мать невесты предлагала кому-нибудь из присутствующих женщин открыть сундук.

За это согласившаяся женщина получала в подарок платок, а лоскутки ткани сваха продавала мужчинам за символичную плату. Нити преподносились старухам, которые не давали ничего в ответ, но принимали их с молитвами. А рубашку традиционно дарили отцу жениха, взамен он отдавал семье девушки какую-нибудь скотину. После раздачи подарков сваты прощались и уезжали домой.

Малая свадьба

По традиции, башкирский свадебный обряд происходил в доме отца невесты. Здесь собирались старики, которые раньше присутствовали во время сватовства. Приходил мулла и спрашивал отца молодой, согласен ли он на женитьбу.

Если ответ был положительным, то мулла читал часть из Корана и вносил брачный договор в метрическую книгу. За это ему традиционно платили 1% от суммы калыма.

После этого жених получал законное право в качестве мужа посещать нареченную в доме ее отца.

Празднество Туй

После уплаты свадебного калыма жених со своими родственниками приезжал за женой в дом тестя. Тот заранее готовился к приезду жениха, устраивая традиционный праздник Туй.

Однако если глава семейства девушки не был богат, то ограничивался предложением скромного угощения. Башкирский праздник Туй, по традиции, проходил на протяжении 2-3 дней.

Богатые родители устраивали борьбу, скачки, игры, общую пышную трапезу.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Когда наступало время отъезда молодых, по традиции, сестра молодой и другие родственницы устраивали разные козни и препятствия.

Для этого они относили в лес постель девушки и завязывали ее тугими узлами веревкой, концы которой скрывали под корнями деревьев. Саму новобрачную садили на постель, после чего за нее начинали бороться подруги и родственницы жениха.

Эта древняя традиция башкирских свадеб, которая часто несла обеим сторонам серьезный ущерб в виде порванной одежды.

Прежде чем уехать, молодая, по традиции, прощалась с родственниками. Она обходила дома всех родных в деревне. Окружали девушку 4 подруги, которые за углы держали над ее головой платок и поднимали плач. Каждой родственнице молодая дарила скатерть, полотенце, нити.

Взамен женщины традиционно давали нареченной деньги и другие ценности. После этого подруги надевали на молодую лучший костюм и отводили к телеге, которая должна была отвезти ее к мужу.

Причем девушка оказывала активное сопротивление, пока братья и отец не подарят ей что-нибудь.

По башкирской традиции, молодую сопровождала одна родственница, которая «продавала» ее за выкуп отцу молодого. Когда девушка впервые переступала порог дома мужа, она должна была три раза стать на колени перед свекрами, которые после каждого следующего раза поднимали новобрачную. После чего она одаривала родственников мужа подарками, а они в ответ преподносили щедрые дары ей.

Следующий день после свадьбы

Утром, по традиции, новобрачную отправляли с коромыслом и ведрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке.

Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали ее в это время, активно пытались выловить монетку из воды.

С этого момента девушка могла без стеснения открывать лицо перед супругом.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу?

К башкирской свадьбе готовились очень тщательно. Для новобрачных шилась нарядная одежда, которую после церемонии они могли надевать по торжественным случаям.

Традиционный праздник был насыщен яркими цветами, которые в него привносили пестрые женские платья с пышной юбкой, украшенные разноцветными атласными лентами, узорами, полосками и оборками.

В некоторых регионах Башкирии свадебные платья по традиции украшались вышивкой тамбурным швом. Сверху на основной наряд надевали халаты и камзолы.

https://www.youtube.com/watch?v=KzQDL2RbJkE

Важным в башкирском свадебном обычае было традиционное переодевание невесты в костюм женщины. Этот ритуал проходил перед исполнением молодой причитаний, после чего ее забирали в дом мужа. Особое значение имел головной убор нареченной.

Нередко на свадьбе с девушки снимали ее убор и надевали женский. В Юго-Восточной части Башкирии голову невесты покрывали платком, поверх которого надевался шлемообразный кашмау из серебра и кораллов.

В другой местности роль головного убора традиционно исполнял колпачок, вышитый бисером.

Предметы одежды башкир, которые служили подарками, обладали знаковой символикой. Невеста перед свадьбой преподносила своему будущему мужу рубаху, воротник и рукава которой она ранее вышивала.

В довесок девушка вручала жениху тюбетейку и тканые штаны. Цвета свадебной одежды много значили, поэтому традиционно использовались яркие оттенки красного, синего или зеленого.

Жених на свадьбу подпоясывался кушаком красного цвета, а для башкирской нареченной шился пояс из ярких лоскутков.

Видео: традиционная башкирская свадьба

Традиционно башкирская свадьба и рождение здорового потомства считались делами достойного человека, который заботится не только о своем личном счастье, но и о доле своего народа.

Если раньше торжество проходило с размахом и длилось на протяжении нескольких дней (а порой недель), то современная башкирская свадьба проводится намного скромнее, без соблюдения всех традиционных обрядов и с отсутствием щедрого приданного.

Источник: http://svadbavo.ru/journal/podgotovka-k-svadbe/traditsii/bashkirskaya-svadba

Башкирская свадьба — особенности, обряды, традиции и обычаи

Башкирская свадьба в классическом представлении − это целый комплекс обрядов и традиций, которые неукоснительно соблюдались предками. Сегодня свадебные обычаи немного видоизменились, а некоторые вовсе забылись. Но несмотря на это, свадьба в Башкортостане − событие особенное, к подготовке и проведению которого подходят со всей ответственностью.

Сговор

В старину решение о свадьбе по праву принадлежало родителям молодых людей. В знак того, что договор состоялся, родители парня и девушки, которых сватали между собой, пили из одной кумыс из одного сосуда.

С этой самой минуты девушка считалась невестой, ее уже нельзя было выдать замуж за кого-то другого. Если же все таки через какое-то время отец девушки меняет свое решение, он в обязательном порядке должен был отдать выкуп: домашний скот или же деньги.

Так продолжалось вплоть до ХХ века, после же сговор постепенно начал сходить на нет.

Женились в то время очень рано. В среднем брачный возраст юноши был равен 15-16 лет, девушки − 13-14 лет. Как только отец решал, что сына пора женить, он спрашивал совета у своей жены. Не забывал он узнать мнения и у сына. Невесту для своего чада обычно выбирал отец, хоть и советовался при этом с женой. Но последнее слово все-таки было за ним.

Калым

В современном обществе не растеряла своей актуальности традиция, направленная на выкуп невесты. В случае, если отец невесты соглашался выдать свою дочь замуж, между будущими родственниками начинались переговоры о размере выкупа.

Размер калыма полностью зависел от материальных возможностей как семьи невесты, так и семьи жениха. Калым представлял собой крупный рогатый скот, лошадей, различную одежду, материю, деньги.

Матери невесты будущие родственники дарили лисью или овечью шубку, однако могли сговориться на обычный халат.

Кроме обычного калыма существовал и малый, его также дарили молодой. Жених дарил халат, рубашку, сапожки и сундук. Во время сговора о размере калыма накрывался стол, гостей потчевали разными вкусностями.

Через какое-то время, как только калым был собран, жених с презентами приезжал в дом своей будущей жены. С ним присутствовали отец и мать. У некоторых башкир существует обычай по которому подарки собираются у родни жениха по его просьбе.

Делал это специальный мальчик, который верхом на лошади объезжал родню, собирал необходимые вещи и затем передавал их жениху.

За два дня до малой свадьбы

Перед религиозным бракосочетанием, когда муллой будет заключен брак, родители девушки принимают у себя гостей. Глава семьи приглашает к себе домой до двадцати гостей из числа родственников и сообщает им о приезде сватов.

После того, как отец получает согласие своей родни в организации праздника, родители невесты приглашают в свой дом семью жениха.

Для того, чтобы передать приглашение, в дом к жениху отправляется гонец, возвращавшийся назад с лошадью, которая позднее будет заколота.

Приехавшие родственники со стороны парня привозили множество подарков для своих потенциальных родственников. После ужина все ложились отдыхать, а утром начинались приготовления к свадьбе. Переодевшись, чтобы не испачкать праздничные одеяния, оба семейства резали подаренную лошадь. В обычаях башкир существует традиция во время разделывания животного устраивать шуточную потасовку.

Посещение отца жениха

Через пару дней гости уезжали из родительского дома невесты к себе. Через какое-то время в дом родителей жениха наведывались родители невесты. К этому времени для будущих родственников уже были готовы две комнаты − мужская и женская. Мать невесты привозила в дом новых родственников сундук с подарками: красивый платок, отрезы ткани, рубашку, нитки.

В послеобеденное время в женскую комнату наведывалась мужская половина родни. Кто-нибудь из женщин по просьбе будущей тещи открывала сундук, за что удостаивалась подарка. Ей доставался платок. Отрезы ткани теща предлагала купить мужчинам, находившимся в женской комнате.

Нитки же доставались в подарок достаточно пожилым женщинам, которые принимая презент произносили молитвы. Хозяину же дома будущая родственница дарила рубаху, за что тот одаривал ее какой-либо домашней скотиной.

После того, как будущие родственники обменялись презентами, сваты возвращались к себе домой.

Малая башкирская свадьба

Для башкир бракосочетание является гражданским обычаем. Для регистрации брака на дом приглашается мулла, который приезжает с книгой регистрации актов гражданского состояния. Он задает вопрос отцу парня, согласен ли он, чтобы присутствующая девушка стала женой его сына.

После утвердительного ответа мулла задает вопрос отцу девушки, согласен ли он выдать свою дочь замуж. Услышав положительный ответ, мулла начинал зачитывать строки из Корана, после чего в книге оставлялась запись о заключении брака.

Оплатой за совершенную сделку был один процент от размера выкупа (калыма).

После регистрации брака муллой, молодожен получал право свободно посещать дом своей жены. Первый визит он совершал после того, как родители девушки получали половину калыма или же после того, как родители молодых обменивались свадебными подарками.

Башкирская свадьба

После того, как калым был полностью выплачен, жених приезжал за своей возлюбленной в дом ее родителей. Тесть заблаговременно готовился к приезду своего зятя, чтобы достойно встретить нового родственника. Этот праздник у башкир называется Туй.

Предки проводили это мероприятие на улице. Для этого устанавливался большой шатер, из досок сооружались стулья и праздничные столы. Для придания торжественности их покрывали красивыми скатертями или коврами.

Читайте также:  Выкуп невесты в народном стиле - свадебные советы

Приглашенных на свадьбу гостей потчевали вкусными национальными блюдами. Праздник длился неделю, иногда более. Сегодня же количество дней, в течение которых отмечают вступление молодоженов в брак, сократилось.

На современном этапе свадьба обычно длится два дня.

Богатые семьи предпочитают приглашать на свадебное торжество профессиональных музыкантов, устраиваются скачки, различные игры. Если выдают замуж девушку из небогатой семьи, то не считается обязательным устраивать пышное застолье. Отец невесты ограничивается скромным угощением без всяческих излишеств.

Отъезд новобрачной

Башкирская свадьба имеет свои традиции одной из которых являются проводы новобрачной. Лучшая подруга невесты вместе с другими женщинами, показывая свою печаль по поводу того, что девушка покидает родительский дом, пытаются театрально препятствовать этому.

Обряд прощания состоял в следующем. В лесной массив женщинами выносилась постель невесты и крепко завязывалась веревкой, концы которой женщины тщательно прятали. Невесту усаживали на ложе, после чего начиналась борьба за молодую между женщинами с обеих сторон.

Импровизированный спор заканчивался победой более взрослых женщин. Иногда женщины настолько достоверно играли свои роли, что разрывали друг другу одежду. Материальный ущерб в полной мере возмещал жених.

После того, как веревка была распутана, ее должен был выкупить жених. Перед отъездом в дом жениха невеста прощалась со своими подругами, родственниками. Происходило это следующем образом. Четыре девушки держали над невестой платок, а она ходила между людьми и как бы говорила «до свидания», одаривая каждую из родственниц платком, полотенцем или отрезом материи.

Во время совершения этого обряда остальные женщины демонстративно плачут. Родственницы не остаются в долгу и преподносят невесте ответные презенты: домашний скот, деньги, небольшие лоскутки материала, которые молодая прикалывает к одежде.

После завершения обмена подарками, красиво наряженную невесту, усаживают на телегу и она уезжает в дом к своему возлюбленному. Девушка всячески сопротивляется до тех пор, но подарки от отца, братьев смягчают ее и она отправляется в путь.

Подруги провожали невесту на достаточном расстоянии от родительского дома, при этом они громко плакали и причитали. Новоиспеченный супруг сопровождал повозку с невестой. Как только процессия подъезжала к дому, из повозки с невестой выходила сваха и начинала расхваливать «товар». Отец жениха немного поторговавшись выкупал свою невестку.

После торжества

После первой брачной ночи наутро уже не невеста, а жена, отправляется к колодцу, чтобы набрать воды. С собой она берет ведра и коромысло, а также серебряную монетку, закрепленную к нитке. Монеткой она задабривала духа воды, бросая ее в колодец.

Находившиеся рядом с девушкой ребятишки старались выловить монетку из колодца. Этот обряд был известен еще в старину и применяется в настоящее время. После его проведения невеста получала полное право открывать лицо перед своим супругом в любое время.

Одежда новобрачных

Национальный красочный костюм − играет важную роль во время свадебной церемонии. Однако не меньшего внимания удостаивается и свадебное платье невесты, которое представляет собой изделие достаточно сложное по фактуре. Жених обязательно одевает на свадьбу красный кушак, а молодая − разноцветный пояс.

Одним из обрядов башкирской свадьбы является перевоплощения молодой в супругу. Для этого свадебный головной убор заменяется на символический женский, который дает невесте право переступать порог дома своего возлюбленного.

Источник: https://xwedding.ru/svadebnye-traditsii/bashkirskaya-svadba.html

Башкирская свадьба: традиции

Башкирская свадьба в традиционном представлении — это долгий культовый обряд, строго соблюдавшийся предками. Раньше за новобрачных между собой договаривались родители. И нередко невеста и жених впервые виделись уже на праздничном торжестве.

Предварительным этапом праздника является религиозный ритуал соединения брачных уз — «Никах», совершаемый мусульманским священником муллой. Ритуал проходит в мечети, но можно пригласить священнослужителя и домой. Заключая брак, мулла делает специальную запись в метрической книге. Многоэтапный обряд по традиции проводится дома у невесты и жениха.

В Башкирии размышлять и строить планы свадебного торжества родители начинают еще тогда, когда их дети совсем в юном возрасте. По достижении положенного возраста, молодым людям устраивают помолвку сыргатуй.

Задолго до назначенного дня праздника родственники и родители начинают скрупулезную и серьезную подготовку. Родные убирают и вычищают дом, приусадебную территорию, шьют национальные костюмы, собирают невесте приданое.

Свадебный обряд башкирского народа весьма многоэтапен и включает в себя следующие моменты:

  • Одобрение родителей на свадьбу с двух сторон.
  • Обсуждение технических моментов свадьбы: подарков, калыма, угощения.
  • Религиозное бракосочетание «Никах».
  • Старинные традиционные послесвадебные ритуалы.

Сговор родителей о свадьбе детей

У башкиров главой семьи считается мужчина, отец жениха. По древним обычаям именно он принимал решение о свадьбе, и за ним оставалось последнее слово. Мать и жениха отец спрашивал лишь символически, так как перечить главе дома было не принято.

Затем организовывалась встреча с отцом будущей невесты. Если сватовство принималось благосклонно, начинался, пожалуй, самый сложный момент башкирской свадьбы — обсуждение калыма.

В знак глубокого уважения к новым родственникам договаривающиеся стороны пили мед и кумыс из одной чаши.

Такой Сговор считается священным, и отказ от свадьбы после него практически невозможен. Если по каким-либо серьезным причинам торжество должно отмениться, калым следует вернуть в полном объеме, а нередко и в повышенном, в качестве компенсации морального ущерба.

Переговоры о калыме

Размеры выкупа на башкирской свадьбе не лимитируются и зависят только от финансового благополучия родителей. Красивая знатная невеста может получить огромный калым в виде поголовья разнообразного скота, транспорта, дорогой посуды, украшений, ковров, изысканных тканей, денег. Весь этот скарб составляет предметы будущей жизни молодых.

Исключением могут стать лошади. Одно животное по традиции должно преподносится отцу невесты в качестве благодарности за хорошее воспитание дочери. Вторая лошадь используется как часть свадебного стола, так как конина — исконная башкирская еда.

Нельзя оставлять без внимания и мать невесты, как правило, ее одаривают щедрым и красивым подарком: богатой лисьей дохой или шубой.

Родители невесты также должны преподнести молодым дорогие подарки, деньги или скот. Хорошим знаком считается личный презент от жениха невесте. Это может дорогое украшение, национальный халат или сапоги. После приятных хлопот с двухсторонними подношениями даров следует небольшое застолье.

Посещение дома невесты

Перед религиозным бракосочетанием родители невесты принимают у себя семью жениха. По традиции в доме девушки собирались все будущие родственники со стороны жениха. После вручения подарков, начинались обязательные приготовления к башкирской свадьбе. Отец жениха привозил лошадь, которую следовало заколоть и приготовить. Для этого отводился второй день торжества.

После знакомства и ночевки родственники всей гурьбой резали животное. Для этого нужно было облачиться в обычную одежду, чтобы не испачкать праздничный наряд. В процессе активно участвовали и женщины, помогали, придирчиво оценивали конину на жирность. Интересной и веселой традицией была шуточная потасовка будущих родичей.

Родственникам жениха приходилось в шутку отбиваться от сватов.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

По традиции башкирской свадьбы, через несколько дней после приезда сватов, тесть и теща наносят ответный визит дружбы в дом жениха. При этом гостей размещают раздельно, каждая половина дома должна быть поделена на мужскую и женскую.

Раньше проводился еще один самобытный ритуал. Мать невесты брала в дорогу сундук с таинственным содержимым. После угощения и беседы все гости шли на женскую половину, где требовалось открыть сундук, непременно посторонней женщине.

В сундуке оказывались нитки, символические лоскуты ткани, этническая рубаха. Рубашка с поклоном вручалась отцу молодого жениха, нитки передавали старшему поколению женщин.

Пожилые бабушки принимали дар с определенными молитвами, чтобы сберечь его в знак долгой супружеской жизни молодых. Лоскуты служили своеобразным предметом для дополнительного сбора денег, так как сваха продавала их гостям, а деньги отдавала молодой семье.

Мать невесты вручала девушке мелкую птицу — символ перелета в другое гнездо. Затем все душевно прощались и разъезжались до следующего обряда.

Малая свадьба

Так называемая малая свадьба, то есть строгий религиозный ритуал при участии муллы традиционно проводится в доме невесты. Обычно на таком обряде присутствует все старшее поколение. Приглашенный священник торжественно спрашивает новобрачного о согласии на брак.

Получив утвердительный ответ, начинают возноситься мусульманские молитвы. Окончательным этапом обряда должна стать запись о заключенном браке в документе. За свои услуги мулла получает плату в размере одного процента от стоимости калыма.

Священная запись дает жениху полное право видеться с новобрачной в ее доме под присмотром пожилых родственниц.

Празднество Туй

Следующий шаг планомерного праздника — праздник Туй, во время которого тесть устраивает грандиозное торжество для новых родичей у себя дома.

Праздник может затянуться на несколько дней, во время которых родители невесты накрывают стол богатыми угощениями. В перерывах между застольями устраиваются состязания по национальной борьбе, скачки на лошадях, веселые игры.

Если доход родителей невесты более скромный, можно вполне ограничиться праздничной трапезой.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Отъезд мужа и жены в свое жилье — не менее интересное событие. Башкирская свадьба богата различными оригинальными традициями и забавами.

Например, чтобы не расставаться с любимой подругой, девушки-родственницы, сестры устраивают молодому мужу разнообразные препятствия. Невесту могут спрятать в лесу или привязать ее постель к дереву веревкой.

Вокруг девушки разворачиваются настоящие баталии, частенько сопровождающиеся порчей одежды. Но таковы древние традиции, и их уважали.

Трогательным моментом считается всеобщее прощание родственников с юной новобрачной. Женщины с плачем обнимаются с девушкой, которая обходит все дома в деревне. Раньше над головой будущей супруги был растянут платок, который несли подруги. Юная жена одаривала на прощание подружек и родственников полотенцами, платками, бусами. Родственницы давали ей деньги в дорогу и подарки на память.

На башкирской свадьбе с невестой всегда должна быть близкая родственница, которая провожает ее до будущего дома. Там женщина может устроить шуточную продажу невестки свекру и получить денежный выкуп. После обряда молодая жена была обязана встать перед новыми родителями на колени, трижды преодолевая их сопротивление. Затем следовал обмен мелкими подарками с двух сторон.

Следующий день после свадьбы

Если вспомнить самые древние обычаи, то после первой брачной ночи в новом доме, поутру, молодая жена в сопровождении родственников и детей должна была сходить по воду с коромыслом и ведрами.

Набрав студеной воды, девушка бросала в воду монетку из серебра, прикрепленную к нитке. Этот обряд является поклонением древнему духу воды.

Если кому-то из детей удавалось выловить ценный приз, юная жена могла открывать лик законному супругу.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу

Башкирская свадьба — серьезное и хлопотное мероприятие, которое требует хорошей подготовки. Отдельно стоит описать красочный национальный костюм для торжества.

Башкиры любят яркие насыщенные цвета, с вышивкой тамбурным швом. Свадебное платье по своей фактуре достаточно сложное. Пышная юбка украшается атласной тесьмой разных цветов, оборками, причудливыми узорами.

Поверх основного наряда набрасывается богато украшенный халат.

Во время башкирской свадьбы происходит еще один увлекательный обряд перевоплощения невесты в жену путем переодевания.

Под плач и причитание с невесты снимают свадебный убор и меняют на символический женский. После этого молодая жена может переступить порог дома мужа.

Свадебный убор выбирается в виде платка, как в Юго-Восточной Башкирии или в форме колпака, расшитого камнями, серебром, кораллами, бисером.

Важную роль в свадебном одеянии играют цвета. Палитра башкирской свадьбы — это алый, насыщенный синий, ярко-зеленый. Для жениха шьется красный кушак на пояс, образ невесты украшают разноцветным пояском.

Раньше башкирская одежда возводилась в культ, ее месяцами расшивали и украшали, и такие элементы гардероба служили хорошими подарками.

Молодая невеста перед таинством может подарить суженному рубашку, сшитую и украшенную собственноручно или национальный головной убор.

Источник: http://fotkay-msk.ru/bashkirskaya_svadba_tradicii

Красивая башкирская свадьба — национальные традиции

Башкирская свадьба – это особое событие, которое своими корнями уходит в долговековую историю. Главной особенностью башкирской свадьбы считалось, то, что жених и невеста до момента бракосочетания друг друга не знали и не видели. Родители сами принимали решение о том, кто будет подходящей парой для их ребенка.

При этом планы в отношении свадьбы строились в то время, когда детям было всего 5–6 лет. Сам процесс происходил дома или же в мечети. Башкирская свадьба вмещает в себя множество традиций, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются и по сегодняшний день, хотя с течением времени все же приобрели некоторые изменения.

Как проходит сватовство и помолвка

После того, как решение о выборе невесты было принято отцом, он шел к будущему тестю и договаривался с ним о предстоящей свадьбе.

Если отец девушки давал согласие, то следующий этап включал в себя переговоры о калыме. Главная роль в башкирском сватовстве принадлежит отцу жениха, поскольку именно он выбирает невесту для своего сына. Роль матери в этом вопросе второстепенна.

Отец, взяв с собой самых близких родственников, отправлялся сватать молодую девушку. Разумеется, вторая сторона уже знала о том, что к ним едут особые гости и тщательно готовилась к приезду.

Атмосфера сватовства имеет праздничный настрой, обе стороны общаются, при этом склоняя беседу к шуткам, дабы придать процессу дружественности.

К концу застолья присутствующие плавно переводят тему разговора непосредственно к главному событию, благодаря которому и состоялся приезд гостей.

Главным образом оговаривается калым (выкуп) и сам процесс свадьбы, в котором будут принимать участие старшие родственники и близкие друзья семьи невесты. В знак решения о женитьбе детей родители пили мед из одной чаши. После такой традиции родители невесты уже не могли рассматривать кого-то другого в качестве жениха для своей дочери.

Подготовка к свадьбе

В подготовительный процесс к башкирской свадьбе обязательно входит выкуп невесты или, как его традиционно называют, калым. Этот обряд не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня. Сразу надо отметить, что все расходы, связанные с проведением свадьбы, ложатся на семью жениха.

Денежные затраты на калым довольно серьезны, по этой причине родители жениха начинают откладывать средства на свадьбу задолго до самого торжества. Выкуп всегда был ориентирован на финансовое благополучие обеих сторон. Плата осуществлялась не только финансами, но и скотом, одеждой и другими ценностями. Все подаренное доставалось невесте.

Отцу в подарок дарили две лошади, одну из которых нужно было зарезать и подать на свадебный стол. Мать невесты также не оставалась в стороне, ей дарилась лисья шуба. Эти подарки должны были быть подарены в обязательном порядке, невзирая на финансовое состояние семьи жениха.

Невеста ко дню свадьбы обязательно должна была иметь приданое. В него входили вещи и предметы, которые используются в быту. При этом все планировалось заранее. Девушка самостоятельно готовила свое приданное.

Шилось, ткалось все необходимое для юрты, из которой в день свадьбы и забирали новобрачную родственники будущего супруга. Разумеется, с течением времени приданное невесты стало более обширным. В него входят золотые украшения, дорогие ткани, бытовая техника, текстиль, одежда. Перед свадьбой, уже после сватовства, родители молодой невесты посещают дом будущего жениха.

Читайте также:  Текст приглашения на свадьбу для свидетелей - свадебные советы

При этом мать девушки привозила с собой сундук, который вмещал в себя рубаху, платок, лоскутки ткани и нити. Кто-то из присутствующих женщин должен был открыть этот сундук и за это в подарок получить платок. Ткань продавалась мужчинам за небольшую плату. Нити безвозмездно отдавались пожилым женщинам. Рубашка становилась ценным подарком для отца жениха.

Проведение торжества

Башкирское торжество традиционно начиналось с малой свадьбы, на которую приглашались старшие родственники, которые встречались в момент сватовства. Сам обряд проводился в доме невесты.

Обрядный процесс проводил мулла, он задавал вопрос отцу невесты, касающийся того, согласен ли он отдать свою дочь замуж. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и регистрировал брак в своей метрической книге.

Только после этого процесса жених мог заходить в дом к своей невесте и называться при этом мужем. После всех проведенных обрядов и ритуалов наступало самое главное торжество – празднество Туй. Более состоятельные семьи праздновали данное событие с широким размахом, устраивали скачки, игры, угощали гостей разными национальными блюдами.

Веселье продолжалось на протяжении 3-х дней. После торжества Туй, девушка должна была покинуть свой дом и переехать в дом мужа.

Но по башкирским традициям этот процесс требовал особых усилий от жениха и его родни. Родственники невесты женского пола всячески препятствовали отъезду невесты, устраивая разные «проделки».

По древнему обычаю постель девушки связывалась в узел и уносилась в лес. Связывалась она веревками, концы которой прятались под корни деревьев.

Саму невесту усаживали на незастеленную кровать и после этого начиналась активная «борьба» за девушку между родственниками жениха и невесты.

Несмотря на то, что этот процесс происходил довольно весело, он приносил некоторые затраты семье, поскольку портилась одежда.

При этом девушка заходила в каждый дом в компании четырех подруг, которые держали над ее головой платок.

Каждой своей близкой родственнице молодая жена дарила скатерть, полотенце и нити. В знак благодарности девушки одаривали деньгами. В конце этого обряда молодая невеста надевала на себя самое лучшее убранство и садилась в телегу, на которой и отправлялась в дом жениха.

По традиции процесс усаживания молодой жены в телегу должен сопровождаться сопротивлением со стороны девушки. Покорно согласиться она могла только после того, как получит подарок от отца и братьев. Перед тем, как переступить порог дома жениха, девушка должна была три раза стать на колени перед родителями мужа.

После свадьбы

По традиции первое утро после дня свадьбы у молодой жены начиналось так: ей давали коромысло и ведра, чтобы она набрала из колодца воды. С собой девушке полагалось взять монетку, которая была привязана к ниточке.

В этом видео – несколько очень интересных обрядов башкирской свадьбы:

Эту монетку необходимо было кинуть в колодец в присутствии детей, которые должны пытаться достать монету из воды.

Башкирская свадьба традиционно являлась необычайно важным событием. Свадебные традиции играли большую роль для народа, к ним всегда проявлялось большое уважение. По настоящее время башкирская свадьба не утратила своего колорита и значимости, молодые пары по-прежнему соблюдают обычаи и передают их из поколения в поколение.

Как и ранее, обряд бракосочетания проходит дома или в мечети. Сложно поспорить с тем, что для этого народа, свадьба – это не только счастье и радость одной семьи, но и важное событие для всего народа.

Согласитесь с тем, что это невероятно трогательно, когда люди так относятся к обычному на первый взгляд свадебному торжеству?

Источник: https://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/bashkirskaya

Свадебные обычаи у башкир. Современный взгляд

Людей пичкают новейшими традициями и правилами, которые не соответствуют «старой программе». Но ведь именно в «старой программе» и есть наша сила, наша бесконечная энергия. Поэтому если человек теряет свои традиции, то он, как дерево без корней, может упасть и «высохнуть» в любой момент.

Просто посмотрите реальные примеры тех людей, которые живут на севере или в больших мегаполисах. Глобальное переселение ради заработка уничтожило в них самое ценное. Дети, которые рождаются на севере (и не только), уже не помнят родного языка, не знают своей культуры, традиции просто обесценены. Но и в республике достаточно подобных случаев.

Я знаю примеры таких семей, и это очень печальная статистика. Безусловно, никто никого не винит и не осуждает. Это жизнь.

Другой разговор, если все традиции и обычаи осовременить и усовершенствовать, сохраняя основные законы, – вот тогда мы выживем и останемся целостным народом. То есть «обновить старую систему» – основное неизменно, но всегда есть место нововведениям, которые лишь украшают или делают удобнее любой продукт.

Как выше писала, в современном мире очень много проблем, связанных с несоблюдением свадебных традиций и обычаев своего народа. Что нередко приводит впоследствии к развалу семьи. Это реалии жизни.

Вы думаете, что такая «маленькая проблема» не может разрушить семью? Во-первых, это не маленькая проблема, а глобальная. Во-вторых, стоит просто оглянуться и проанализировать. Много семей, которые распадались из-за несоблюдения обычаев.

В-третьих, как может благостно существовать семья, за которую «поднимали бокалы» все родственники? Это уже изначально противоречит законам и священности семьи. Естественно, есть и другие факторы, разрушающие семью, но они в основном исходят как раз из несоблюдения некоторых основных правил.

 
Итак, современные свадебные традиции проводятся в несколько этапов:
– знакомство с родителями,
– переговоры о свадьбе и никахе;
– никах;
– свадьба;
– первый день в доме мужа. 

Знакомство с родителями и переговоры о свадьбе и никахе

Я приведу более наглядные примеры уже при описании традиций.

Раньше свою дочь родители выдавали замуж уже с 14 лет, а некоторые семьи проводили «Һырғатуй» или «Ҡолаҡ тешләтеү» уже с 3-5 лет. То есть в столь малом возрасте детей родители девочки и мальчика договаривались о будущей свадьбе и обменивались подарками.

Мальчик должен был слегка укусить ухо девочки в знак того, что она уже будущая невеста. Он дарил ей серьги, именно поэтому данный обычай и называли «Һырғатуй», а девочка дарила своему жениху тюбетейку. После этого девушка не должна была выходить за другого замуж.

Весь этот обычай делали только ради одного – обеспечить хорошее будущее для своих детей. Родители уже с самого раннего возраста искали им мужа или же жену. В этом обычае есть огромная мудрость. Но сейчас в нашем современном обществе не осталось таких мудрых обычаев, но и мир меняется.

Страшно представить бунтарство двух молодых, если без согласия их поженить.

Сегодня парень и девушка сами решают проблемы, самостоятельно ищут свое счастье, что очень усложняет ситуацию. Ведь выбор огромен, и не узнать человека сразу. Есть в этом и плюсы, и минусы. Время не стоит на месте, поэтому нужно по-другому взглянуть на мир, но все же соблюдать важные моменты.

Сейчас все большее распространение получает знакомство по шариату, как и ранее. Девушка и парень встречаются три раза и узнают друг друга. Обычно это происходит при свидетелях или же в людных местах.

Спрашивают об основных моментах: о семье, образовании, месте жительства, детях, работе, об увлечениях и планах. Если их все устраивает, то не медлят с никахом.

Но таких случаев не так много, хотя они должны практиковаться с точки зрения простоты. 

А теперь давайте реально взглянем на ситуацию и рассмотрим те обычаи, которые у нас сохранились.

Как только парень и девушка решают пожениться, они едут знакомиться с родителями. В первую очередь парень едет к девушке, чтобы просить руки своей возлюбленной. Если отец соглашается, а он часто соглашается, то далее знакомство происходит на стороне юноши.

Затем родители молодого человека и девушки должны встретиться для переговоров о будущей свадьбе. Родители парня едут к девушке с подарками и гостинцами. Они должны привезти одного или двух баранов в качестве выкупа. Этих баранов потом режут для празднования свадьбы.

Сторона девушки готовит большой стол с национальными угощениями, приходят две или три семьи, которые станут свидетелями переговоров. После переговоров назначается дата никаха и свадьбы. Кроме этих обычаев, есть и свои нюансы в разных районах. В Зауралье одни обычаи, а ближе к Уфе – другие.

Именно поэтому раньше девушку нужно было выдавать замуж не дальше 90 км, дабы совпадали традиции и обычаи. Ведь несоответствие некоторых обычаев пагубно влияет на психологическое состояние невестки. 

Никах

Никах проходит на стороне девушки, ведь приезжают просить ее руки. Как правило, никах проводит мулла, который с детства знал девушку (никах – в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной – прим. авт.).

Никах очень важный этап бракосочетания, и, по законам шариата, если не прочитали никах, то сама свадьба не будет считаться действительной. Ведь никах заключается ради Бога и перед Богом при свидетелях. Последние берут ответственность перед Богом, дабы далее помогать советами и в решении различных бытовых задач.

Обязательно должны присутствовать два свидетеля со стороны девушки и один опекун. Опекун – отец девушки или родной дядя со стороны отца, два свидетеля – совершеннолетние мужчины со стороны девушки по линии отца либо один мужчина и две женщины.

Но если нет отца или есть другие причины, то нужно уточнить этот момент у имама. Свидетели должны понимать ответственность и трезво оценивать ситуацию. Со стороны жениха присутствуют родители и близкие родственники. Обязательным условием считается согласие родителей с двух сторон на заключение данного брака.

Если родители не согласны или же какая-то сторона отсутствует, мулла не читает никах. Это пример уважительного отношения к родителям и того, что мы прислушиваемся к их советам.

Представим ситуацию. Когда девушка и парень во время никаха или свадьбы знакомятся с родственниками с двух сторон, то у них автоматически возникает ответственность.

Во время никаха или свадьбы жених видит всех родственников девушки, соответственно, ее защитников, и осознает, что все не просто так. Как он после этого поступит безответственно со своей женой? Мудрость свидетелей и опекуна тоже большая.

Если нет свидетелей, то мужчина может безалаберно относиться к своей жене. Та же самая ситуация и с девушкой. Какая мудрость в свадьбе! Какая мудрость в обычаях. А теперь попробуйте представить обратную сторону и вспомните те примеры, где мужчина уходил из семьи.

Не было ли это из-за несоблюдения традиций? У меня лично достаточно примеров, чтобы доказать, что обычаи и наш род – это не только богатство, но и опора и защита. 

Махр и калым

Во время никаха жених должен подарить своей будущей жене ценный подарок (махр). Обычно это золотые или серебряные украшения. Кому-то дарят даже квартиры или автомобили, но этим пренебрегать не надо, ибо это не очень приветствуется религией.

Количество и ценность махра обсуждается до прочтения никаха, и мулла спрашивает у невесты, довольна ли она этим махром. Если нет, то жених должен при всех дать обещание, что по истечении определенного срока он выплатит сумму махра.

Махр должен быть ценным, дабы в случае смерти мужа или развода женщина смогла прожить на сумму проданного махра еще три месяца. 

В некоторых местностях дают еще калым в качестве выкупа невесты. Сумма варьируется от 15 тысяч и более – как запросят родители девушки. Калым получают родители девушки, а не она сама. Эта сумма должна использоваться для проведения свадьбы. Кроме этого, мама жениха дарит своей будущей невестке красивое платье или же шаль.

С обеих сторон дарят друг другу платья – этот обычай называется «күлдәк кейҙереү». Главные свахи и сватья дарят красивые и нарядные платья в знак уважения и принятия договора с двух сторон. Жених сестрам невесты дарит серебряные серьги. Количество подарков в этот день ничуть не уступает свадьбе.

А стол всегда полон традиционными угощениями. 

Вечером в гости приходят молодые пары, друзья невесты и жениха (везде по-разному), в основном это снохи девушки, ведь именно они далее будут играть важную роль в проведении обычая «йыртыш».

В разгар праздника невеста должна незаметно сбежать от мужа, и в этом ей помогают ее подруги. Она прячется в доме своего брата и снохи. Этот обычай одновременно шуточный, но и важный. Ведь после того как ее найдет муж, у них должна состояться первая брачная ночь.

Жених ищет свою невесту и как только находит дом, где она спрятана, начинаются шутки со стороны родственников невесты. Он должен дать выкуп, чтобы пройти в дом и подарить двум главным снохам красивые платки. Как только он находит свою супругу, снохи невесты перед ним протягивают ткань красного цвета, чтоб он своим сильным шагом порвал ее.

Этот обряд называется «йыртыш» и определяет, как будет проходить эта ночь. Йыртыш – от слова «йырта», то есть «рвет на части». 

Ткань будет использоваться на следующий день во время «йыртыш сэйе» –  чаепития для женщин. Ткань разделят на несколько частей и подарят каждой женщине, которая приходит в гости. 

После этого обряда девушка становится настоящей женщиной. 

». Картина: Тансулпан Буракаева

Свадьба

После никаха проводят свадьбу, дату и место заранее обозначают. Сейчас ее принято проводить на нейтральной территории, но раньше праздновали сначала на стороне невесты, затем на стороне жениха. Праздник длился целых три дня, а иногда и больше. В наше время проводят такие свадьбы в деревнях, но это редкость. 

В современной свадьбе также сохранены некоторые традиции, но их за один день невозможно соблюсти, поэтому проводят только самые важные. Как и ранее, молодых поздравляют, дарят им подарки и веселятся.

Невеста должна станцевать «танец невесты», во время которого ей бросают монеты, чтобы жизнь была в достатке. Можно увидеть и такие обычаи, как «килен һөйөү» и «кейәү һөйөү», где хвалят невесту и жениха и дарят им определенные подарки. В нынешних свадьбах очень много и нововведений.

В основном молодые проводят европейские свадьбы, но с соблюдением нескольких башкирских традиций.  

Трезвые свадьбы

Сейчас актуальными становятся трезвые свадьбы, где пьют только национальные напитки – кумыс и бузу. 

Это действительно тренд, к которому люди привыкли и уже считают нормой, хотя пару лет назад данный метод очень редко практиковался. 

Я помню, как первую трезвую свадьбу провели в 2011 году моя сестренка с мужем. Было необычно, люди считали это нововведением, причем на свадьбе и никахе были соблюдены все традиции. Сейчас современная молодежь выбирает не только трезвую свадьбу, но и трезвую жизнь. ЗОЖ, как никогда, актуален.

Первый день невесты в доме мужа

Невесту встречают очень красиво. Собираются родственники со стороны жениха, готовят большой стол. Ведь это целый праздник! Свекровь кладет на землю белую подушку, а невестка должна наступить, чтобы жизнь была мягкой. Встречают с медом и сливочным маслом, чтобы жизнь была сладкой и гладкой.

И жених, и невеста пробуют мед и масло из рук хозяйки дома. Таким образом она им говорит напутственные слова и встречает свою невестку. Далее проводят чаепитие, где хвалят невестку. Есть и такой интересный и важный обычай, где невестка должна пойти на родник за водой, чтобы все гости попробовали ее чай.

Конечно же, сопровождают ее все гости, помогают нести воду. И все происходит в сопровождении шуточных игр и национальной музыки. Далее невестка ставит самовар и наливает всем чай. На следующий день невеста дарит маленькие подарки сестренкам и племянницам мужа.

А молодой супруг на стороне невесты дарит нож братьям и племянникам жены.    

Современные традиции намного проще, чем когда-либо. Но есть самые основные, при соблюдении которых жизнь будет только во благо. Ведь в наших традициях много мудрости, хотя мы можем некоторые не понять. Только при их соблюдении нам сулит более спокойная и благоприятная жизнь, ибо она сейчас не так проста.

Традиции башкир всегда призывали чтить и уважать взрослых, прислушиваться к их мудрым советам, быть честными и терпеливыми. Просто оглянитесь по сторонам и сделайте вывод. Раньше не было разводов в таком количестве, раньше люди терпеливее и милосерднее относились друг к другу, не было больших скандалов и глобальных проблем.

Конечно, есть разные песни, где поют о несчастной судьбе девушки или же наоборот. Да, нашим современным взглядом даже не понять некоторые обычаи. Но было уважение, была честь, а все потому, что обычаи и традиции «держали людей в форме». Сейчас мы возвращаемся к своим корням и традициям. Это можно увидеть и в социальных сетях, и в реальной жизни.

Я верю, что в этом есть великое благо и спасение нашего народа.

Материал подготовила Гузелия Бай. 

Источник: https://ProUfu.ru/news/culture/svadebnye_obychai_u_bashkir_sovremennyy_vzglyad/

Башкирская свадьба

Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. В знак заключения брачного договора родители жениха и невесты пили бата, разведенный мед или кумыс из одной чашки.

Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в.

сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. В знак заключения брачного договора родители жениха и невесты пили бата, разведенный мед или кумыс из одной чашки.

С этого момента девочка становилась невестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы жених и оказался потом неподходящей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию. Если отец впоследствии не пожелает отдать за нареченного свою дочь, он обязан откупить ее, т.е.

отдать жениху или его родителям скот, деньги и прочее, в размере обусловленного раньше калыма.
Впрочем, сговор в младенчестве в начале XX в. бывал уже очень редко. Женились башкиры рано. По достижении юношей 15-16 лет его женили на девушке 13-14 лет.

Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак и сына. Выбор невесты, хотя и по согласию с женой, всегда принадлежал отцу. Заручившись согласием сына и жены, отец отправлял к будущему тестю сватов (коза) или сам отправлялся к нему для переговоров.

Калым

При согласии отца невесты начинались переговоры о калыме. Величина калыма зависела от благосостояния родителей обоих брачующихся.

У зауральских башкир калым состоял из лошадей, крупного рогатого и мелкого скота, из двух-трех рубах, занавеси (шаршау), пары сапог, платка (у богатых из женского кораллового головного убора (кашмау), халата из черной китайки, обшитого красным сукном и галуном (елэн), или простого суконного или кармазинового.

Все это шло в пользу невесты, кроме лошадей, из которых одну получал отец девушки, а другая закалывалась на свадьбе. Матери невесты жених дарил лисью шубу (инэ туны). У северо-восточных башкир средней зажиточности калым состоял из 50-150 руб. денег, одной лошади, кобылы с жеребенком, двух коров с теленком, двух-трех овец и разных материй на 15-20 рублей.

При сильно колеблющейся величине калыма размер его не падал ниже известной нормы, обусловливавшейся обязательными со стороны жениха подарками: лошадь (баш аты) тестю, лисью шубу (инэ туны) теще, 10-15 рублей на расходы (тартыу аксаhы), лошадь, реже корову или барана на зарез в день свадьбы (туйлык), материал на платье невесте и деньги на обеспечение ее (мэhэр).

Теще не всегда дарилась лисья шуба (инэ туны), иногда это могла быть овечья шуба или даже простой халат. Местами этот подарок носил особое название hot хакы, т.е. «за молоко». За исключением обязательных подарков, весь калым отдавался отцу невесты, который взамен его давал в приданое скот, деньги и прочее, нередко в большем размере, чем составлял калым.

Кроме этого приданого, собственницей которого считалась молодая, она получала от жениха так называемый «малый калым» — шаль, халат, платок, рубаху, сапоги и сундук. Заключение условия о размерах калыма, о котором говорилось выше, отмечалось скромным угощением. Через несколько дней жених вместе со своими родителями отправлялся в дом невесты и привозил подарки.

У юго-восточных башкир подарки для невесты собирались у родственников жениха по его поручению одним из мальчиков: мальчик объезжал их верхом на лошади, собирая деньги, нитки, платки, все это навязывал на палку и передавал жениху. Мать жениха в свою очередь созывала родственниц и знакомых женщин на чай, последние приносили ей hapayыc: нитки, лоскуты материи и проч.

Перед малой свадьбой…

Дня за два до назначенного срока малой свадьбы (ижап-кабул), первого посещения женихом невесты, когда мулла формально заключал брачный договор, отец невесты приглашал к себе человек десять-двадцать родственников, объявлял им о приезде гостей и просил приготовиться к их приему.

Заручившись согласием, он через посланца приглашал жениха, его отца, мать и указанных родственников к себе в гости. Посланный возвращался от отца жениха с заранее выговоренной лошадью (туйлык). Местами (катайцы) отец жениха сам приводил туйлык (лошадь или барана) при первом посещении совместно с сыном дома невесты.

Со стороны жениха, кроме его родной матери или близкой родственницы, никто из женщин на свадьбу не ездил; поэтому родители ехали обычно в телеге или в санях, а все остальные верхами.

У юго-восточных башкир навстречу свадебному поезду из деревни выезжали юноши и после обычных приветствий старались сорвать с приглашенных шапки и, если им это удавалось, скакали с шапками по направлению к деревне. Все прибывшие останавливались в доме, отца невесты.

Подавалось угощение — бишбармак — и начиналась раздача привезенных женихом и его родителями подарков: халатов, рубах, полотенец, лоскутов материи и проч. На ночь гости расходились по заранее назначенным домам сватов, родственников со стороны невесты.

На другой день резали лошадь, и ободрав ее, несколько женщин приглашали делающих посмотреть, жирна ли она. Гости хорошо знали, что их ждет, но все же собирались, сбрасывали с себя хорошие одежды, одевались во что попало и шли, а свахи, вооруженные грязными кишками лошади, поджидали их. Как только гости приближались, свахи с криком набрасывались на них, били их кишками с криками и шумом, завязывалась всеобщая потасовка.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

Погостив два-три дня, гости возвращались домой. Через некоторое время к отцу жениха приезжали в гости будущие тесть с тещей, причем для их приема отводились особые помещения на мужской и женской половинах. К их приезду обе комнаты наполнялись гостями.

Мать невесты привозила с собой сундучок, в котором сверху лежал платок, затем несколько hapaуыc, под ними лоскутки ситца, нитки, а на дне рубаха. После угощения мужчины проходили в женское отделение.

Тогда мать невесты предлагала какой-нибудь из женщин открыть сундучок, за что та и получала в награду платок, hapaуыс теща собственноручно дарила женщинам, а лоскутки материй (йыртыш) мужчинам, которые отдаривали ее деньгами, кто сколько мог.

Нитки дарились старухам, которые принимали их с молитвой, но взамен не давали ничего. Наконец, рубаха дарилась отцу жениха, за которую он давал корову, кобылу или овцу. Этой раздачей подарков посещение и заканчивалось.

Обряд бракосочетания (малая свадьба)

Обряд бракосочетания, как и похороны, у мусульман не считался религиозным таинством, а являлся скорее гражданским обычаем. Совершался он не в мечети, а на дому. В дом тестя собирались старики, присутствовали раньше при сватовстве. Приходил мулла с метрической книгой. Последний спрашивал отца жениха, берет ли он в жены своему сыну такую-то, дочь такого-то.

Затем спрашивал отца невесты, отдает ли он свою дочь. При удовлетворительных ответах мулла читал изречение из корана и записывал брачный договор в книгу. Мулле за сделку обычно платили один процент стоимости калыма. После ижап-кабул жених уже имел право посещать молодую на правах мужа в доме ее отца.

Это посещение начиналось или после уплаты половины калыма и вручения теще, или после обмена подарками родителей брачующихся.

Празднество Туй

По выплате всего калыма молодой со своей родней отправлялся за женой к тестю. К его приезду тесть, если он был достаточно богат, устраивал празднество туй.

В противном случае прием молодого с его родней в доме тестя ограничивался скромным угощением в присутствии родни со стороны молодой. Туй продолжался два-три дня, праздновался с утра до позднего вечера. При богатой свадьбе устраивались скачки (бэйге) и борьба (кэрэш).

В день скачек и борьбы собиралось много приглашенных и неприглашенных гостей, все они принимали участие в торжестве и в общей трапезе, предложенной хозяином. В этот же день свахи собирали hаба, т.е. ходили по деревне и собирали чай, сахар, мясо, кумыс и проч.

Собрав все это, они шли в одну из свободных изб и там угощали собравшихся гостей. Время проходило весело, при плясках, пении и игре kурайсы.

Время отъезда молодых

Наконец, наступало время отъезда молодых. Подруга молодой и другие женщины родственницы, не желая расставаться с ней, устраивали всевозможные препятствия отъезду. Постель молодой они выносили в лес, заматывали и завязывали ее похитрее веревкой, концы которой прятали под корни дерева.

Молодую сажали на постель, из-за нее начиналась борьба между ее подругами и приглашенными со стороны жениха женщинами. По словам И.Г. Георги, спор из-за молодой происходил между женщинами и девушками, причем первые всегда одерживали верх.

Борьба за молодую бывала иногда так азартна, что причиняла обеим сторонам немалые убытки в виде разорванных одежд, за которые потерпевших вознаграждал молодой. Когда, наконец, женщинам удавалось распутать и развязать веревку, молодая считалась принадлежащей уже женщинам, а веревку у них покупал молодой.
Перед самым отъездом молодая прощалась со своими сородичами.

Ходила она, окруженная своими подругами: четыре девушки держали над молодой платок за четыре угла, остальные окружающие ее родственницы поднимали плач. Молодая обходила всех родственниц и каждой из них дарила полотенце, скатерть, лоскутки материи, нитки и проч., которые несла или старшая сестра, или одна из ее подруг.

Родственницы одаривали молодую, кто чем мог: скотом, деньгами (рубли и полтинники шли на нагрудные украшения), лоскутками материй. Лоскутки эти (йыртыш) прикалывались к головному убору молодой и к рубахе, ими она бывала увешана с ног до головы.

После этого подруги одевали молодую в лучшие одежды и вели к телеге, на которой она должка была ехать, причем молодая оказывала всяческое сопротивление, не выходила из родного дома, пока отец или братья не подарят ей что-нибудь. Подруги с плачем и воплями провожали ее далеко от деревни. Муж ехал впереди верхом на лошади. В старину, по словам И. И.

Лепехина, молодую снаряжали и отводили к жениху верхом. Подруги, проводив молодую, возвращались домой. При молодой оставалась близкая родственница и сваха, которая при приближении к дому жениха вела лошадь молодой под узцы и, приблизившись, кричала с каким товаром она приехала и чего он стоит. Отец молодого или замещающий его близкий родственник, поторговавшись выкупал молодую. Высланным от свекра женщинам она в поле передавала повод лошади.

Вступление молодой в дом мужа

При вступлении в дом мужа молодая трижды становилась на колени перед свекром и свекровью и трижды ее поднимали. Затем она раздавала мужниной родне подарки, родня в свою очередь одаривала ее.

На следующий день молодую вели на реку за водой с коромыслом (кэйэнтэ) и ведрами (бизрэ). При этом она несла с собой маленькую серебряную монетку, привязанную к нитке, и бросала ее в воду, как бы в жертву водяному духу.

Следящие за ней дети с дракой и шумом старались добыть эту монетку из воды. После этой церемонии жена, уже не стесняясь, открывала лицо мужу.

На ком могли жениться башкиры?

В XIX в. башкиры не могли брать себе жен из своего рода или волости. Жен нередко брали за 100 км и более. Обычай этот был в силе и в начале XX в. кое-где у приуральских и особенно у зауральских башкир.

В то же время часть башкир, за исключением западной и северо-западной Башкирии, хотя уже и брали жен в пределах своего рода, но из других деревень, а если и из своей деревни, то непременно из другого аймака (ара, ырыу). Во всяком случае брак не разрешался между родственниками в первых четырех поколениях.

В брак между собой могли вступать только родственники в пятом (тыуа ят) и шестом (ете ят) поколении, считавшиеся уже чужими, посторонними.

http://lib.a-grande.ru/svadba.php

Источник: http://svadba-vals.ru/sovety-i-idei/svadebnye-tradicii/tradicii-narodov/bashkirskaja-svadba.html

Ссылка на основную публикацию