Узбекская свадьба: традиции

Узбекская свадьба: интересные обычаи и традиции (фото)

Особый размах и соблюдение множества традиций – вот главные отличительные черты по-настоящему колоритной узбекской свадьбы. Чем она отличается от европейской и каковы ее особенности, именно об этом спешит рассказать вам портал Свадебка.ws.

Свадьба в Ташкенте: узбекские обычаи от начала и до конца торжества

Восточная нация всегда отличалась широким масштабом празднества. И когда дело доходит до свадьбы, гуляние точно не обходится одним днем. Только вот торжество не ограничивается банальной росписью в ЗАГСе и посиделками за праздничным столом.

Перед заключением брака обязательно происходит помолвка – фатиха-туй, на которой мать невесты получает дары от родителей жениха. Это чаще всего деньги, баранина, национальные вкусности и дорогие ткани. Узбекская свадьба просто пропитана интереснейшими традициями и обычаями.

С чего же начинается церемония бракосочетания и как организовать современную свадьбу на Востоке?

Утренний плов

Привычное нам свадебное утро представляет собой сборы жениха и невесты, встречу с родственниками и небольшой фуршет. Узбекская свадьба же начинается с утреннего плова, который стряпают в семьях жениха и невесты. Между прочим, мероприятие обязательно проводится рано утром и на него допускаются только особы мужского пола.

Иногда приготовлениями занимается только семья жениха, отправляя часть потчевания к дому невесты вместе с поздравлениями. Сегодня данная узбекская традиция на свадьбе поддерживается несколько в ином формате и угощение пловом организовывается в кафе или чайхане в Ташкенте и других городах, освобождая хозяев от лишних хлопот.

Церемония или официальная часть

После утреннего плова жених в сопровождении близких родственников спешит к дому невесты. Девушка, облаченная в свадебный наряд с закрытым фатой лицом, ожидает возлюбленного в отдельной комнате вместе со священнослужителем – имамом. Далее молодым необходимо совершить несколько обычаев:

  • Медовое угощение, во время которого жених отведает немного меда и даст попробовать его невесте со своих рук. Такое действие является символом сладкой жизни. В завершении обряда молодым необходимо увидеть друг друга в зеркале, в которое ранее никто не смотрел.
  • Подарки для невесты, которыми щедро одаривает жених. Возлюбленная может получить в дар браслеты и часы с руки ее мужчины. Главное условие – жених сам обязан одеть их на руки невесте.
  • Расстилание скатерти для трапез – дастархана, является завершающим обрядом перед заключением брака. На нее выкладывают лепешки и сладости, призывая к дому жениха с невестой богатую жизнь.

Пришла очередь родительского благословения, после которого молодых ожидает свадебная молитва под названием Хутбаи никох. Имам оглашает жениху с невестой их обязанности перед друг другом, пара зачитывает молитву и объявляется супругами. Далее брак необходимо зарегистрировать официально.

После прощания девушки с родителями и сбора того, что входит в приданное невесты, начинается пышное гуляние свадебного торжества – никой туй. Иногда перед празднованием молодые совершают ритуал очищения и начала новой жизни – делают обход вокруг дома жениха три раза.

После этого невесту встречают на пороге с расстеленной белой дорожкой, по которой новоиспеченная родственница под праздничное музыкальное сопровождение заходит в новый дом. Переступив порог, она кланяется (остона салом) и ее тут же осыпают сладостями и монетами, символизируя тем самым счастливую жизнь. С этого момента начинается богатое и масштабное гуляние узбекской свадьбы.

Обычно действо проходит в доме жениха с большим количеством гостей (не менее 200-300 человек), щедро накрытым столом и безудержным весельем с песнями-плясками. Иногда пиршество затягивается на несколько дней.

Выкуп невесты

Да, не удивляйтесь, этот обычай принято проводить именно после основного гуляния свадьбы.

Как проходит выкуп невесты? Жених с невестой приходят в специально отведенную для них комнату, где молодую уже ожидает подруга или близкая родственница – янга.

Она переодевает девушку, готовя ее к первой ночи с супругом. Именно янга требует выкуп за первую брачную ночь и только после этого молодожены могут остаться наедине.

Следующее утро или по иной версии, спустя три дня, начинается с еще одной традиции узбекской свадьбы – приемом в новую семью, Келин салом. Родители и родственники жениха собираются во дворе, где одаривают молодую жену дорогими подарками. Невестка обязана низко поклониться каждому. Именно после этого обычая девушка становится полноправным членом новой семьи.

Узбекские невесты: особенности свадебного наряда

Особого внимания заслуживает традиционный свадебный наряд узбекских невест. В прочем, у невесты всегда есть возможность выбрать европейское платье для торжества. Каким должен быть национальный свадебный наряд, об этом портал Свадебка.ws расскажет ниже.

Изготавливают платье из хан-атласа – одного из видов шелковой ткани, широко используемой в Узбекистане. Под платье невеста обычно надевает шелковые штаны-шаровары. Поверх свадебного платья одевается умело расшитая безрукавка, халат из шелка или бархатный камзол, расшитый золотыми нитями.

Особенно акцентируют внимание на головном уборе невесты. Национальный Типля-кош – кокошник, декорированный большим количеством подвесок и ажурной вышивкой. Лицо девушки обязательно прикрывает вуаль.

Украшения как отличительная черта узбекской невесты

Изобилие ювелирных украшений – черта самобытности узбекских невест среди иных азиатских народов. Супружескую верность символизирует кольцо в носу, на руках обязательно должно быть много браслетов, а на пальцах – колец. Узбеки свято верят в то, что драгоценности способны уберечь от сглаза, поэтому даже их избыток на новобрачной не вызывает абсолютно никакого сарказма.

Как видите, узбекская свадьба – очень колоритное празднество, а народ очень гостеприимный и радушный. Именно по этой причине торжество отличается дружеской и веселой атмосферой. Ознакомиться с самобытными особенностями казахской свадьбы вы также сможете на нашем портале.

Свадебные церемонии, которыми так славится Узбекистан, воспевались в сказках и преданиях. В них свадьбы длятся 40 дней и 40 ночей. В реальности, конечно, узбекская свадьба не длится столько, но и одним днем она не обходится. На нее приглашаются не только родственники, друзья, но и соседи, коллеги. Своей радостью молодожены хотят поделиться со всеми.

Содержание статьи

  • 1 Поиск невесты
  • 2 Обручение
  • 3 Свадьба

Поиск невесты

Традиции узбекской свадьбы подразумевают события, следующие одно за другим. Первым в этой цепочке стоит поиск невесты. На него может потребоваться несколько месяцев.

Обязанность по поиску невесты возлагается на родителей жениха. Через своих друзей или знакомых они собирают необходимую информацию о статусе семьи девушки, а также пытаются заочно оценить ее умение вести домашнее хозяйство.

После того, как подходящая девушка на роль будущей жены для сына найдена, наступает следующий этап − обручение (помолвка).

Обручение

В дом, где живет кандидатка в невесты, отправляют сватов. Основной их задачей является составить свое мнение о невесте, а также о ее семье. Свахи наблюдают, как девушка умеет принимать гостей, делают вывод о чистоте в доме.

Гостеприимные хозяева радушно встречают свах, оказывают им всяческие почести, за чаем ведут непринужденные беседы. Обычно обе стороны приходят к согласию только с третьего раза. По обычаю в этот день обе стороны разламывают лепешку. Обручение или помолвка проходит пышно, родители жениха одаривают будущую невестку дорогими подарками, деньгами и сладостями.

После обручения назначается день свадьбы, оговариваются и решаются организационные вопросы. За день до торжества девушка приглашает своих подружек и вместе с ним отмечает свою помолвку. Своеобразный девичник напоминает свадебное торжество, только жених здесь не присутствует. Раньше традиционно девичник проводился в доме родителей. В последние же годы он обычно отмечается в кафе, ресторане.

Свадьба

Узбекская свадьба немыслима без плова. Готовят его утром исключительно представители сильного пола. Начинается готовка рано утром, так что уже к окончанию утренней молитвы блюдо готово. За стол садятся только мужчины, их количество иногда достигает нескольких сотен.

После угощений, виновник торжества отправляется в дом невесты. Она встречает его в национальном свадебном убранстве, лицо обязательно покрывается от сглаза фатой. Приглашенный для проведения таинства имам, читает новобрачным молитвы, а молодые дают друг другу клятву любить друг друга, и хранить верность. После регистрации в ЗАГСе молодожены становятся мужем и женой.

Прощание невесты с родителями является традиционным обрядом. Оно подразумевает то, что невеста, ставшая уже женой, остается в доме своих родителей на ночь. Родители желают дочери семейного счастья и символически оплакивают ее замужество. Утром за своей женой приезжает муж, а родители провожая дочь, вручают ей приданное.

Основное торжество начинается после приезда молодых. Узбекская свадьба сопровождается весельем, танцами, шутками. На ней обычно присутствует большое количество приглашенных гостей (иногда достигает четырех сотен).

Молодожены, чтобы их семейная жизнь была безоблачной и сладкой, угощаются медом. Муж пробует лакомство и потчует им свою жену, после чего они смотрятся в зеркало. Очень важно, чтобы молодожены увидели в нем друг друга.

Узбекская свадьба завершается обрядом, называемым «приветствие невестки». На следующее утро после свадебного застолья в дом к молодым приходят родственники. Молодая жена встречает их в национальном костюме поклонами, а родственники одаривают ее подарками.

Узбекская свадьба

Узбекистан представляет собой удивительную страну. До того, как она вошла в состав СССР, на ее территории обособлено существовали три абсолютно разных государства. Сегодня Узбекистан состоит из двенадцати областей, но узбекская свадьба в каждом регионе имеет свои отличия.

Сватовство у узбеков

В этой азиатской стране большое значение имеет мнение общества. Особенно важно, что именно думают о партнерше или партнере уважаемые, пожилые родственники с той и другой стороны.

С высоты своего опыта и преклонных лет, родственники могут судить о целесообразности того или другого союза, поэтому свадьба узбеков проходит только после одобрение старшего поколения.

В какой-то мере они даже выступают инициаторами, предлагая жениху молодую невесту с хорошей родословной.

Родители совершеннолетнего сына заблаговременно заботятся о подходящей кандидатке. Они подключают знакомых и друзей для того, чтобы все узнать о репутации юной девушки, ее социальном положении, плохих и хороших качествах и образованности.

Когда кандидатка будет выбрана, вступают в дело свахи. Их направляют родители жениха в дом невесте, дабы разузнать все о ее гостеприимстве и чистоплотности. Свахи выполняют функцию наблюдателей и после церемонии сватовства делают решающий вывод.

Как правило, противодействия со стороны невесты встречаются редко. Свахам зачастую рады, но бывают случаи, что достичь договоренности можно только с третьего раза.

Обряды узбекской свадьбы очень разнообразны, и первый из них — Нон-Синдириш. Представители жениха и невесты разламывают лепешку, что говорит о разрешении свадьбы.

Подготовка к свадьбе

Фатиха-Туй — это узбекское название помолвки. Ее дату назначают в день сватовства. Такое мероприятие представляет собой церемонию, во время которой мать невесты получает ценные подарки от родственников жениха.

Помолвка у узбеков не такая пышная, как свадьба, зато в этот день можно увидеть много ценных предметов в национальной атрибутике.

Чаще всего в качестве дара преподносят деньги, баранину, роскошные ткани и национальные сладости.

В большинстве областей Узбекистана свадебные затраты берет на себя сторона жениха. Однако Ташкент эмансипация не прошла стороной, поэтому здесь оплачивают свадьбу, как родители жениха, так и невесты.

Рано утром в день свадьбы в доме молодой организовывают угощение узбекским пловом. На эту праздничную церемонию допускают гостей исключительно мужского пола.

День свадьбы

В середине дня, облаченный в свадебный наряд, жених должен прибыть в дом своей будущей жены. Она встречает его с закрытым фатой лицом, чтобы не было сглаза.

Перед тем, как отправиться в ЗАГС, молодые участвуют в религиозном обряде, под названием  Хутбаи Никох. Это своего рода венчание, которое проводит имам. Пара облачается в национальные костюмы, склонив голову, слушает молитвы и проговаривает свои обещания, любить и почитать друг друга всю жизнь. После этого молодых объявляют мужем и женой перед Богом.

Обряд прощания невесты с родителями является одним из центральных в узбекской свадьбе. Это очень трогательный момент, когда девушка готовится уйти из отчего дома, позабыв о беззаботной юности. Родители оплакивают ее уход, но желают ей счастья.

Вместе с девушкой отправляют приданое узбекской невесты и все, что может потребоваться в первое время молодой жене для ведения хозяйства. Зачастую это курпача, представляющая собой азиатскую разновидность матраса, набор полотенец и различная бытовая утварь.

В этот момент пара получает родительское благословение перед свадьбой.

Невеста покидает родительский дом в сопровождении своих подруг, и отправляется в дом к жениху. Момент, когда она переступает его порог, считается отправной точкой для начала свадебного празднества. Но перед этим имеет место еще один ритуал, когда молодые делают три обхода вокруг дома. Это символ их очищения и знамение начала семейной жизни.

Родственники жениха и гости поют узбекские песни, когда встречают невестку в новом для нее доме. Они устилают дорожку к нему белой скатертью и новобрачная должна пройти по ней. В этот момент ее осыпают сладостями и деньгами, желая счастливого замужества.

Празднество

В Узбекистане живет гостеприимный и радушный народ, поэтому узбекская свадьба проходит интересно и весело. Нередко она затягивается на несколько дней, а количество приглашенных может составлять несколько сотен человек. На таких торжествах можно увидеть колоритные узбекские танцы, обряды и ритуалы.

Читайте также:  Сценарий оловянной свадьбы

Одно из них — медовые угощения на узбекской свадьбе. Это старинный обряд, когда молодые угощают медом друг друга. Считается, что благодаря нему их семейная жизнь будет сладкой.

Для этого жених сначала сам пробует мед, а потом дает его отведать жене со своих рук. В конце ритуала пара смотрится в зеркало, важно, чтобы они увидели там друг друга.

Зеркало должно быть полностью новым, и никто не должен в него заглядывать до церемонии.

Также во время свадебного торжества новоиспеченный муж преподносит своей жене подарки. Чаще всего узбеки дарят своей половинке браслеты и часики, но надевать их на ее руки мужчина должен лично.

Еще один свадебный обряд в Узбекистане проводят в свадебном шалаше. Для его проведения используют дастархан — белоснежную узбекскую скатерть. Ее расстилают перед молодыми, а поверх выкладывают изобилие сладостей и выпечки. Такие действия имеют магическое значение: чем больше будет яств на скатерти, тем больший будет достаток в семье молодых.

Старинный свадебный обряд узбекского народа завершает празднование. Из шалаша новобрачные уходят за руки и ненадолго расстаются перед входом в специальную комнату, отведенную для первой брачной ночи. Здесь невесту встречает ее близкая подруга, которая выполняет обязанности Янги.

Она помогает ей раздеться, после чего оставляет за Гушангой — церемониальной занавеской. Затем появляется жених в сопровождении своих друзей. Чтобы пройти за занавеску, ему предстоит выкупить невесту.

Когда Янга получит символический выкуп, жених прощается с друзьями и идет к своей жене в комнату.

В первые три дня после свадьбы невеста считается гостьей в доме жениха, ее не беспокоят. По истечении этого времени наступает время для следующего обряда — Келин Салома. Девушка принимает гостей и получает от них ценные подарки. Жена благодарит дарителей поклонами в пояс. С этого момента она становится полноценным членом семьи жениха и вступает в семейную жизнь.

Чак-чакНа свадьбе обязательно должен быть плов

Свадебные наряды

Свадебная одежда узбеков сегодня все больше похожа на европейские наряды для таких случаев. Особенно часто к современным свадебным платьям прибегает невеста, но в некоторых регионах страны все же сохранилась традиция надевать национальные костюмы.

Особенности свадебного узбекского костюма таковы, что покупают его родители невесты. Традиционное его название — Сарпо. Он выглядит ярко и дорого. Полная комплектация наряда у каждого узбекского региона разная. К примеру, в Бухаре принято дополнять костюм золототканым чапаном, но его снимают после того, как свадебная процессия покинет дом невесты, отправляясь в ЗАГС.

Особенности свадебного узбекского наряда невесты совсем другие. Для создания традиционного свадебного платья используется хан-атлас. Поверх него надевают безрукавку, а также шелковый халат либо бархатный камзол. Все они изготавливаются вручную, вышиваются золотыми и серебряными нитками. Шелковые шаровары, тоже украшенные искусной вышивкой, служат нижним бельем.

Головной убор невесты играет особенную роль. Во время свадьбы голову молодой украшает Типля-Кош  — специальный кокошник, украшенный ажурной вышивкой и большим количеством подвесок. Вуаль прикрывает лицо новобрачной.

Дополняет наряд будущей жены изобилие ювелирных украшений. Такая особенность является отличительной среди других азиатских народов. Руки невесты украшают разнообразные браслеты, пальцы — кольца.

Даже в носу есть кольцо, которое является символом супружеской верности. Все вместе это не смотрится нелепо или безвкусно, так как обладает сакральным значением.

Узбеки считают, что ювелирные украшения способны защитить от сглаза.

Таковы главные особенности свадьбы в Узбекистане. Ритуалы и обряды празднества могут затянуться на неделю, но все они призваны обеспечить паре долгую и счастливую семейную жизнь.

Восточный размах при проведении различных праздников известен многим еще по детским сказкам, что уж говорить о взрослой жизни, тем более, когда дело касается свадебного пира. Длится он, конечно, не сорок дней, но три точно, и приглашаются на него сотни гостей различной степени родства и знакомства.

Красивые символичные обряды, не меняющиеся веками, национальные кушанья и радостная атмосфера, из которых складывается узбекская свадьба, делают ее уникальным и самобытным торжеством, остающимся в памяти всю жизнь не только у молодых, но и всех присутствующих.

Как проходит сватовство и помолвка

После того, как выбрана самая достойная претендентка на роль будущей жены, к ней отправляют сватов. Такой обряд называется «фатиха-туй». Семья девушки не сразу дает положительный ответ, даже если с самого начала понимает, что свадьбе – быть.

Когда сваты переступят порог их дома в третий раз, то получат согласие, для этого родителями с обоих сторон преломляется особая лепешка. Узбеки трепетно относятся к хлебу, и на нем даются обещания, нарушить которые значит навлечь позор на свой род.

Поиск невесты – дело не простое и не быстрое, идеальная кандидатка должна нравиться родителям парня, ну и желательно ему самому, быть привлекательной, скромной, образованной, умелой хозяйкой и принадлежать к хорошей семье. Без одобрения родителей со стороны молодого человека о сватовстве можно и не мечтать.

Такой обычай подкреплен и практическим значением, все свахи будут знать, что в этом доме девушка обручена.

Сразу договариваются о дате, в которую планируют играть свадьбу и обозначают размер калыма, который должен уплатить родителям жених.

Традиция давать родителям девушки солидный выкуп появилась оттого, что девочек с раннего детства приобщают к труду и в возрасте, подходящем для замужества, они уже споро справляются с любой домашней работой и являются хорошими помощницами матерям. Забирая из дому пару рабочих рук, узбек должен возместить семье этот ущерб.

Подготовка к свадьбе

Приданое собирают для девочек заранее, иногда практически с момента рождения. Ко времени замужества хорошая невеста уже имеет солидный запас всего необходимого для начала семейной жизни.

Начинается любая узбекская свадьба с утреннего плова, который готовят мужчины в доме жениха. Они же его сами раскладывают по тарелкам, едят его и отправляют в дом невесты. Время этого необычного завтрака действительно раннее – в 6–7 часов утра готовые порции уже источают аромат.

Песни, танцы и музыка сопровождают и готовку, и процесс еды, а вот алкогольных напитков не пьют. Женщинам также будет подано это праздничное блюдо, но они угостятся за отдельной от мужчин трапезой. Жениху одежду для этого дня (сарпо) дарят родители его невесты, а сама она похожа на новогоднюю елку из-за огромного количества украшений.

После того, как с пловом покончено, молодые наряжаются в национальные одежды для свадьбы. Платье невесты сегодня может быть вполне европейским, но обычай и ей в этот день надевать национальную одежду жив и довольно популярен.

Атласное платье, жилетка, расшитая вручную, бархатный камзол с золотой вышивкой или из натурального шелка халат – вот наряд узбекской новобрачной.

Под платьем, вместо европейских чулков, восточные шаровары, которые также украшены изящными рисунками вышивки. Особое место в ее образе занимает головной убор. Как и у большинства народов Востока, лицо принято закрывать вуалью, а типля-кош (кокошник) украшают подвески.

Место встречи новобрачных – свадебный шатер, пол, в котором устлан лоскутным ярким покрывалом. Там жених съест мед и даст его невесте, чтобы их жизнь была сладкой, а также молодым предстоит смотреть друг на друга в зеркало.

В это время женщины пожилого возраста, чтобы не пропустить в шалаш недобрых духов, будут обходить его кругом, держа горящие свечи. Дальше слово родителям – они благословляют детей на долгую и счастливую семейную жизнь.

Перед тем, как дочь покинет родной дом, отец и мать должны как следует оплакать свою потерю, но в конце пожелать девушке счастья, считается, что чем больше пролито слез, тем более счастливой женой будет их кровинка. Прощание невесты с родителями происходит в первую ночь после венчания.

Проведение торжества

Сама свадьба в полной мере начинается после того, как невеста вместе с приданым перешагнет порог своего нового дома. Свадебный пир проводился раньше всегда в доме родителей жениха, но в наши дни может происходить и в ресторане.

Молодую встречают белой дорожкой, по которой она должна подойти к своей новой семье, поклониться им, осуществив келин салом, а те в ответ одаривают приобретенную дочь ценными подарками и деньгами.

После того, как члены семьи окажут друг другу должный прием и уважение, начинается свадебное застолье.

Гостей всегда бывает много: родственники, друзья, знакомые, соседи, часто свадьбы насчитывают до нескольких сотен людей, а в особых случаях – до тысячи.

Столы ломятся от еды. Традиционными блюдами этого дня является особый «свадебный» вариант плова (туй палов), манты, лапша с конским мясом, колбасы, сыры, овощи, сладости.

 Во время празднования муж лично надевает жене приготовленные для нее подарки, наручные часы и браслеты. Песни, танцы не утихают до позднего вечера.

Завершается празднование тем, что невеста и жених уходят с пира и ненадолго разлучаются.

Затем должен прийти муж в компании друзей, он дает Янге выкуп и, прощаясь со своими сопровождающими, направляется к жене.

Последний третий день (Келин Самом) празднуется более узким родственным кругом. В доме у новоиспеченного мужа собираются родственники с его стороны и со стороны молодой жены, где она встретит их на правах хозяйки поклонами. Эти движения особенные, их заучивают задолго до свадьбы.

Собственно, келин – это невестка, а салом – поклон, так что из названия дня ясно, чем предстоит заниматься девушке.

Все обязательно несут ей подарки, а она по своему желанию может «отдарить» полотенцем, платочком или другим предметом. Считается что подарок келин приносит удачу.

Почет и поклоны полагаются каждому пришедшему не глядя на его возраст, пол и социальный статус. Веселье продолжается.

После свадьбы

Трое суток после свадьбы молодая жена – гостья в доме мужа, ее не трогают и не привлекают к бытовым работам, давая время обвыкнуться и вжиться в новую роль и семью.

Затем начинается повседневная жизнь. Следующим масштабным событием в жизни пары станет бейшек-туй (обряд первого пеленания ребенка).

Первенцы появляются в узбекских семьях быстро, здесь не принято тянуть с рождением ребенка, иначе у окружающих может сложиться мнение, что у четы есть сложности с продолжением рода, пойдут пересуды, а в этой стране общественному мнению придается немалое значение и отрицательной славы стараются избегать.

В этом видео – фрагменты красивой узбекской свадьбы:

Узбекские свадьбы сегодня не сильно отличаются от тех, что праздновались 100–200 и более лет назад. В городах утренний плов могут заказать в ресторане, а невеста наденет не народный костюм, а классическое белое платье.

На этом различия, в общем-то, и заканчиваются, обычаи этой страны, бережно охраняемые, дошли до нас во всей своей красоте и самобытности, а фото со свадьбы порой напоминают картинки, взятые из старинной книги сказок.

А вы были когда-либо гостем на таком празднике?

Узбекская свадьба: сватание, помолвка, утренний плов, свадьба, узбек келин куёв туйи

Фотиха туйи дословно не переводится на русский язык, но смысловое значение Фотиха туй – помолвка, обручение. Бракосочетание у узбеков проходит, первым делом, с благословления родителей. В разных регионах Узбекистана возраст для бракосочетания определяется по-разному. У некоторых, парни женятся, когда им уже 18, у некоторых позже.

Как парень достигает совершеннолетия, родители парня начинают искать невесту для своего сына. В поиске невесты также участвуют и родственники этой семьи. Если находят девушку, начинают расспрашивать о ней у знакомых и соседей. Если о девушке узнают положительные отзывы, родители парня отправляют свах к родителям девушки.

Важный момент: девушка должна быть девственницей, если она ранее не была замужем. Обычно свахи посещают дом невесты трижды. Если в третий раз, родители принимают дастурхан со сладостями и лепешками, то это означает, что они согласны выдать свою дочь замуж за того парня.

Как сваты получают положительный ответ о согласии, свахи определяют день фотиха туй, то есть, день помолвки. В день фотиха туй, в дом будущей невесты приглашаются женщины, соседи, аксакалы и родственники.

В этот день проводят обряд «нон синдирар». Нон синдирар буквально переводиться как «ломать лепешку». Обряд «нон синдирар» означает, что родители девушки согласны выдать свою дочь замуж. Таким образом, всем объявляют, что девушка помолвлена. Это делается потому, чтобы другие свахи знали, что девушка уже занята другими.

Иногда в день фотиха туй назначают дату свадьбы, иногда дата свадьбы определяется отдельно. С момента завершения ритуала обручения, родители будущего жениха и невесты решают организационные вопросы по проведению торжественного мероприятия.

А также решаются и вопросы, связанные с приданным.

Девушка за день или раньше приглашает своих подруг, одноклассниц, однокурсниц на торжественное мероприятие «Киз йигди», что переводиться на русский язык как «девичник».

Читайте также:  Свадебная флористика

Однако, киз йигди больше похож на свадебное торжество только без жениха.

Раньше данное мероприятие проводилось в доме родителей девушки, но в последнее время, обычно такие мероприятия проводятся в ресторанах.

Свадьба. Узбек келин – куёв туйи

Свадьба начинается с утреннего плова в доме у девушки. Если девушка живет в квартире, то мероприятие утренний плов проводят в ресторане. Утренний плов называется «Нахор оши». Всех близких, соседей, родственников родителей девушки угощают утренним пловом.

В нахор оши приглашают только мужчин, а для женщин, проводят мероприятие «Хотин оши», что означает «плов для женщин», куда приглашают только женщин и девушек.
Нахор оши начинается с музыкальными звуками карнаев, доира (музыкальные инструменты).

А также приглашают артистов, которые поют классические национальные песни когда гости угощаются утренним пловом. В мероприятии хотин оши также так.

В день свадьбы приглашают священника, имама, который читает никох молодым, после чего, молодые становятся мужем и женой.

В некоторых регионах Узбекистана, никох читается после завершения торжественного мероприятия свадьбы, а в некоторых читается до отправления в ЗАГС. Никох – это молитва о бракосочетании по Исламу, после прочтения которого молодые считаются мужем и женой перед Богом.

В тот же день молодые едут в ЗАГС, чтобы зарегистрировать их гражданский брак. Перед поездкой в ЗАГС, друзья жениха одевают жениха сарпо, которые были подарены родителями девушки. Сарпо – это одежда, обувь предназначенные для жениха.

После ЗАГС-а жених и невеста приезжают в дом невесты для проведения обряда прощания. Таким образом, девушка прощается со своими родителями, братьями и сестрами. Девушку провожают песнями «Ёр-ёр» и «Уланлар» и все едут в ресторан на свадьбу. Только отец девушки не может участвовать на этом торжественном вечере. Он должен остаться дома со своими друзьями.

После завершения свадьбы, жених и невеста отправляются в дом жениха. С карнаями и сурнаями встречают молодеженов у дома жениха. После чего, невесту переодевает ее тетя, и готовятся к встрече жениха. Есть такой обычай, друзья жениха не отпускают его пока тетя невесты не выкупит у них жениха. И таком образом, начинается торг. После того, как тетя (янга) невесты выкупит жениха, друзья жениха отпускают его и желают им счастливой жизни и оставляют их наедине.

На третий день, в доме жениха проводят мероприятие «урин йигди» и обряд «келин салом». Приглашаются все родственники, соседи, которые приходят с подарками и добрыми пожелания. Невеста кланяясь низко в пояс всем выражает благодарность.

После свадьбы очень много обрядов, которые не были упомянуты в данной статье. Это всего лишь маленькая часть из узбекской свадьбы. Чтобы узнать все в подробностях об узбекской свадьбе, узбекских свадебных обрядах, рекомендуем вам посетить узбекскую свадьбу.Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Традиционная узбекская свадьба

Традиционная узбекская свадьба является одним из самых главных праздников в каждой узбекской семье. В разных районах Узбекистана существуют свои обряды и ритуалы для проведения свадебной церемонии, но есть и общие, исторически сложившиеся традиции, которые остаются неизменными на протяжении многих лет.

Как только сын достигает совершеннолетия, родители начинают подбирать для него невесту. Бывает и так, что сын уже встречается с девушкой, но, тем не менее, свадьба не может состояться без согласия родителей с обеих сторон.

Первый визит наносят родителям невесты мать и ближайшая родственница жениха. Они готовят сладости, заворачивают их в белую скатерть и, придя в дом избранницы сына, вручают гостинцы родителям девушки со словами: «Мы пришли свататься!».

Гостей приглашают в дом, но визит длиться недолго, всего 10-15 минут. Цель визита -договориться о следующей встрече, которая обычно назначается на среду. Традиционно, среда для мусульман является благословенным днем для хороших начинаний.

Во время второго визита, к женщинам присоединяются четверо мужчин, которым, по окончании трапезы и беседы за празднично накрытым столом, вручается по свертку. В нем обязательно находится рубашка и сладости. В один из свертков кладут «платочек невесты», что означает официальное согласие на брак со стороны родителей невесты. Теперь можно назначать день помолвки.

На помолвку приглашаются родственники обеих семей. На стол выставляются сладости и свежая выпечка, чтобы жизнь молодых была сладкой.
После помолвки, сторона жениха обязана один-два раза в месяц готовить обед. Первое блюдо, как правило, традиционный узбекский плов с добавлением яиц, что символически означает начало новой жизни.

Плов разносят соседям и знакомым, сообщая радостную весть о предстоящей свадьбе.

Для проведения следующего, религиозного обряда, жених, в сопровождении близких друзей, направляется в дом невесты, где уже накрыт богатый стол. На столе обязательно должно быть девять видов блюд и баранья грудинка для жениха.

Обряд проводится в специальной комнате, на полу которой расстилается дорожка из тонкой белой ткани. После того, как по ней пройдет жених, ткань делят между собой его друзья, символ того, что в скором времени они тоже женятся.

Раньше, после того, как Мулла (священник)прочитает особую молитву для освящения брака, жених возвращался в родительский дом. В наше время, молодые направляются в Загс для официальной регистрации брака.

На следующий день начинаются свадебные торжества, которые могут продолжаться несколько дней.
По традиции, в день свадьбы проводят ритуал «утренний плов». Семья жениха готовит плов для мужчин, а в доме невесты готовится плов для женщин.

Продукты для плова приносят из дома родственники жениха, или, на специальных носилках, доставляют в дом невесты казан с уже готовым пловом.

«Утренний плов» проводится во дворе дома или в чайхане. Так как количество приглашенных может достигать более 100 человек, для его приготовления приглашается опытный повар из чайханы или ресторана.

Ранним утром на всю округу раздаются звуки карная, сурная и дойры, созывая приглашенных на плов.

После трапезы, на жениха надевают чапан (стеганый халат), чалму (головной убор) и пояс. Мулла читает молитву и, с этого момента, жених берет на себя ответственность за супругу и перед родственниками невесты, и перед всеми собравшимися.
Теперь жених отправляется в дом невесты для проведения ритуала уединение (чимилдик).

Раньше перед домом невесты разжигали костер, вокруг которого трижды обходил жених со своими друзьями – только после этого можно было войти в дом. То же делала и невеста, прежде чем войти в дом своих новых родителей. В некоторых селах эта традиция очищения огнем, сохранилась до сих пор.

Для проведения ритуала чимилдик, в каждом доме отводится специальный угол, который огораживают красивыми шторами. Его украшают, зажигают две свечи, символизирующие соединение двух любящих сердец. Сначала туда провожают невесту в свадебном наряде, затем жениха.

Во время этого торжественного шествия, сопровождаемого чтением специальных песнопений с пожеланиями счастливой семейной жизни, над головой жениха и невесты держат по две лепешки. После короткого уединения, молодым дают выпить молоко – символ достатка, а затем чашу со сладкой водой, символизирующую сладкую семейную жизнь.

Затем невесте закрывают лицо (раньше паранджой, сейчас прозрачной вуалью) и, по древнему обычаю, она трижды должна коснуться лбом коленей отца, чтобы получить благословение. С этого момента девушка принадлежит другой семье.

Как проходит узбекская свадьба :

Самым значимым событием у узбеков считается бракосочетание. Готовиться к этой знаменательной дате начинают практически с рождения детей. Как только девочке исполняется шесть лет, мать приступает к сбору приданого, бережно складывая его в сундук.

Традиционная узбекская свадьба

Начинается узбекская свадьба, точнее ее первый день, с традиционного плова для мужской части родни, который организовывается семьей жениха.

Проводится праздничный завтрак чаще всего в махаллинской чайхане или во дворе дома. К половине шестого утра, т. е. после прочтения утренней молитвы, плов должен стоять на столе.

Звучание карная, дойры или сурная (музыкальные инструменты) говорит о приглашении за стол.

В доме невесты

В этом доме плов готовится для родственниц, подруг и соседок невесты. Однако делают блюдо из продуктов, предложенных семьей жениха. Во второй праздничный день жених, его друзья и родственники с музыкантами посещают дом невесты для приветствия ее родителей.

Невеста, уже наряженная во все свадебное, ждет суженого в окружении подружек. Современная невеста может быть одета в белое платье, в шляпку или фату с вуалью, однако в последние годы появилась тенденция возвращения к старым традициям.

Все больше невест предпочитают традиционные наряды.

Наряды

Узбекская свадьба в ферганском и ташкентском районах предлагает наряд для невесты, который состоит из белого шелкового платья или костюма из атласа. В комплект входят вышитая безрукавка, шелковый халат и бархатный, обшитый золотом камзол.

На голову невесты обычно надевают кокошник (тиля-кош), он украшен позолотой, кружевом и различными подвесками. И это не все. Сверху на кокошник накидывают вуаль, скрывающую лицо. На ноги невеста надевает шелковые или бархатные шаровары, обшитые внизу тесьмой (джияк).

Длинное, похожее на тунику платье из белого или розового шелка надевают невесты в Хорезме. Также к платью прилагаются распашной темно-красный халат и в цвет шаровары.

На ногах у невесты красуются туфли с загнутыми носочками, а на голове — убор в форме шапочки с конической формой (такья-дузи).

Узбекская свадьба: церемония

Подруги заводят невесту в чимилдик, затем туда с друзьями входит жених. Почетная немолодая женщина читает молитву благословления, в которой участвуют все. Молодые стоят на красивом одеяле, а вокруг них ходят люди с горящими свечками, чтобы прогнать злых духов. Затем жених ест мед и дает его жене, они смотрятся в новое зеркало.

Теперь жених преподносит невесте браслет и часы. Перед молодыми расстилают скатерть, на которую кладутся сладости. После получения благословения от родителей имам читает для молодых молитвы о бракосочетании, и они становятся мужем и женой перед Богом. После этого происходит регистрация брака в загсе.

Теперь все едут праздновать за шикарно накрытыми столами.

Можно и покушать

Приглашенных (обычно не менее двухсот человек) зовут к столу, который возглавляют молодожены. Далее происходит рассадка гостей на свадьбе, родители садятся рядом с молодыми, однако им некогда особо веселиться.

Именно на плечи родителей ложится обязанность следить за сменой блюд, обходить гостей и уделять им как можно больше внимания.

Всю свадьбу невеста не снимает вуаль, открыть лицо по традиции ей можно будет только на третий день после свадьбы.

Лучшие дни для свадьбы

Заключать брак правильнее всего по пятницам или воскресениям. Ведь пятница находится под покровительством Венеры, которая поддерживает всех влюбленных. А вот воскресенью покровительствует Солнце, которое гарантирует праздничную семейную жизнь и здоровых детишек. Впрочем, если люди любят друг друга, то никакие предрассудки не помешают им быть счастливыми. Будьте счастливы!

Узбекские свадебные обычаи

Внутри каждого рода традиционные обряды претерпевают весьма небольшие изменения, но территориально эти различия более различимы. Можно сказать, что свадьба начинается с поиска родителей подходящей девушки для своего сына. Для этого начинается обширный сбор информации среди родственников, соседей, друзей и знакомых о девушках на выданье.

Здесь учитывается все: социальный статус семьи, образование, характер, репутация девушки и пр. Причем социальный статус важен не в плане богатого приданного. Девушку подбирают приблизительно из того же круга, что и семья жениха, чтобы обеспечить максимальное взаимопонимание между молодыми.

Иногда у парня на примете уже есть определенная кандидатура, тогда ее обсуждают на семейном совете. В любом случае решающее слово остается за родителями.

У тюркских народов, в том числе и узбеков, никогда не ходят свататься в дом, если к девушке уже поступило предложение, и вопрос еще не решился. Иначе это будет проявлением неуважения к семье, заславшей своих сватов первыми.

Свахи. Когда невеста выбрана, к ее родителям посылают сваху.

Сваха выбирается очень тщательно, ведь от нее зависит первое впечатление родителей девушки о семье молодого человека, именно она будет посредником между двумя сторонами. Свахой может быть не только женщина, традиция не запрещает исполнения этих почетных обязанностей мужчиной.

Несмотря на то, что в подавляющем большинстве областей и районов свахами являются женщины, в некоторых поселках Хорезма, в области Элликкала Каракалпакии, в городах Рамитан (Самаркандская область), Кумкурган (Сурхандарьинская область), Камаши и Чирокчи (Кашкадарьинская область), а также в некоторых районных центрах Самаркандской области (Булунгур, Советобод) сватать идут мужчины.

Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, поэтому в некоторых случаях свататься посылают сразу и мужчину и женщину. В настоящее время уже почти никто не помнит про обычай «бешик керти» или «кулок тишлатар». В этом случае совсем отпадала необходимость в свахах.

Так как этот обычай подразумевает сговор родителей о свадьбе их детей в раннем возрасте (в бешике – узбекской люльке). Чаще всего это случалось, если, например, отцы были очень близкими друзьями со школы. Этот обычай был очень распространен в Каракалпакстане, Джизакской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях.

Читайте также:  Прически на свадьбу для свидетельницы

При таком сговоре часто дарились дорогие подарки: например, в Джизаке семья мальчика посылала несколько десятков баранов семье девочки. Плюсом такого обычая были заведомо хорошие отношения между семьями, но, к сожалению, чувства детей при этом совсем не учитывались.

И такие браки могли быть весьма неудачными, а иногда девушка до свадьбы просто сбегала с любимым, ставя при этом в неудобное положение весь свой род. По этим причинам данный обычай ушел в прошлое.

Испытания и проверка.

Если семьи не были хорошо знакомы, то, чтобы убедиться в правильности выбора невесты и проверить кандидатуру жениха, проводилась своеобразная проверка.

Помните, как в сказках, где принцесса объявляет испытания для претендентов на ее руку: убить дракона или достать звезду с неба? Современные испытания проще, но все же способны выявить основные черты характера. Например, в одних поселках близ Андижана потенциального жениха могут попросить наколоть дрова, а в других будут наблюдать за манерой есть лагман. В поселке Карамурча жениха даже попросят построить тандыр. После таких проверок сразу становится очевидным характер и нрав парня.

Чтобы союз двух людей был гармоничным и крепким, девушка должна быть достойной парой хорошему жениху. В Андижане свахи поднимают ковры в доме девушки, заходят на кухню, в уборную и проверяют чистоту. Каршинские свахи интересуются порядком на обувных полочках, проверяют сочетание материалов сшитой девушкой курпачи.

А в Ташкенте девушка должна накрыть стол для свах, принести им хлеб и налить чай. Таким образом, проверяется изящество ее движений, умение принять гостей. Итак, сваха или свахи пришли в дом к родителям девушки. По узбекским обычаям гостеприимства их примут очень радушно, обязательно подадут лепешку и чай.

Кстати, очень красивые слова говорят свахи Хорезмской области: «В вашем саду расцвел цветок, у нас есть соловей достойный его». В Кашкадарье все намного проще: «Мы пришли, чтобы породниться».

Различия проглядываются даже в том, каким образом дают ответ свахам: в Андижане, Карши и в махаллях Джизакской области в знак согласия обмениваются хлебом и сладостями; в Самарканде, Камаши и Рамитане в знак согласия варят плов.

В регионах Элликкала и Турткул Каракалпакстана и в Хорезме перед сватами в знак согласия ставят манную кашу и молоко с добавлением масла. А в Шахрихане при согласии дарят отрез белоснежной ткани. Этот обычай называется «оклик» (белая вещь). А если обувь сватов хозяева поставили носами к выходу, то в этом доме их больше не будут ждать.

День проведения нон-синдириш и фатиха-туй определялся сразу после получения свахами согласия от родителей девушки. Обряд «разламывания лепешки» всегда проводят уважаемые люди, которые добились успеха в жизни.

Части лепешки отдаются семье жениха и невесты, обозначая, что они теперь будут есть один хлеб. После этого всем соседям и родственникам раздают лепешки и сладости, которые принесла сторона жениха в знак того, что девушка уже обещана. В Ташкенте объединенный обычай нон-синдириш и фатиха-туй называют «Маълум оши», то есть плов – оповещение.

В этот день матери невесты приносят деньги, молоко и ткани, подарки для невесты, сладости, патыр, катламу, условленное животное (чаще всего барана), рис, муку. В этот день сватов принимают с особенным вниманием и уважением.

В Замине на лицо, а в Кумкургане на плечи родителей жениха ставят отметины мукой, чтобы исключить проникновение в дом чего-нибудь «чёрного», дурного. В Ферганской долине, в Карши, Китабе и Шахрисабзе им стелют новую и специально сшитую для этого случая курпачу. В Замине и Нарине сваты дарят друг другу сладости.

После своеобразной репетиции свадьбы – фатиха-туй – во многих районах наступает затишье до самой Свадьбы. Но не везде. Например, в Нарине в этот день, сразу после праздника, до того как сторона жениха дойдет до своего дома, сторона девушки отправляет «мазаер еди».

Девичник.

Накануне свадьбы в доме девушки собираются ее подруги. Готовится праздничное угощение, из дома жениха тоже часто присылаются разнообразные гостинцы по этому случаю. Приглашаются музыканты, невеста танцует в праздничных нарядах. В этот день невесту купают и заплетают 40 косичек. Девушки соревнуются в умении наносить красивые узоры хной на руки и подводить брови сурьмой. Весь вечер подруги веселят невесту, чтобы успокоить волнение перед замужеством.

В Ургуте человека, который будет плести косы невесты, подбирают тщательно. Для этого выбирают женщину, которая живет благоустроенно, имеет детей, пользуется уважением среди своего рода. Она плетет косы со словами «ойга карич, ерга курок» (луне не хватит руки, земле украшения), на конец прикрепляют пилик из хлопка. Приданое для девушки начинают готовить сразу после рождения.

Эта традиция пришла с очень давних времен: в древнем Хорезме, например, в состав приданого обязательно входил чайник, а в Кашкадарье и Сурхандарье обязательно был чанковус – музыкальный инструмент, национальные элементы украшения комнаты невесты, вышитые ею собственноручно и т. д.

В приданом девушек из Самарканда, Ургута, Шахрисабза и Китаба обязательно должны были быть платки для поклонов.

Свадьба. Свадьба в Хорезме весьма затратное мероприятие для стороны парня. Только деньги калыма составляют огромную сумму. И остальные свадебные расходы берет в основном их сторона. Зато в Ташкенте сложно выдать замуж дочь.

В любом случае распределение свадебных затрат обсуждается во время помолвки, в том числе и списки покупок для молодоженов, подарки для родителей и прочих родственников.

В день свадьбы жених одевает сарпо – полный комплект одежды и обувь, подаренные стороной невесты к свадьбе. А невесты одеваются по-разному. Современные невесты все чаще выбирают свадебные платья европейского стиля.

В таком платье невеста блистает во время регистрации в ЗАГСе и прогулочной фотосессии, а для обрядов ее одевают в традиционные одеяния. После официальной регистрации, фото- и видеосъемок, молодые возвращаются к дому родителей невесты. Днем здесь устраивают большое застолье с праздничным пловом.

Такой же плов готовят в доме жениха для вечернего застолья.

Для прощания с родным домом невесту одевают так, чтобы никто не смог ее увидеть и сглазить: белое платье с длинными рукавами и подолом до пола, нарядные сапожки, голову покрывает маленький белый платок и большой, повязанный на манер чадры, а поверх одевается праздничный женский чапан.

Сюда обязательно должны входить вещи, необходимые в хозяйстве на первый период семейной жизни: постельное белье, курпачи, подушки и полный гардероб для девушки.

Обряд бракосочетания. Кроме гражданской регистрации в ЗАГСе узбекские жених и невеста обязательно должны пройти через обряд чтения никох – религиозный обряд бракосочетания. Имам мечети читает молодым “Хутбаи никох” (молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и женой перед богом.

На свадебный стол ставят самые лучшие угощения. В Каракалпакстане для любимых гостей, как и в Казахстане, подают бешбармак. Но в основном во всех остальных регионах подают свадебный плов. В Хорезме и некоторых районах Каракалпакстана кроме плова, шурпы и кавурдака готовят пельмени (этбарак), кутир барак, гашир. Приготовление этих блюд указывает на высокое уважение к прибывшим гостям.

Во время свадебного застолья у узбеков проводятся некоторые символичные обряды в игровой форме. Например, ташкентские женихи должны порвать белый материал – «гушанга», повешенный в центре комнаты, посередине и зайти внутрь. Чтобы жених, который целый день был на ногах и сильно устал, не попал в неудобное положение, сторона девушки рвет материал заранее и только для виду его зашивает. Считается, что если холостой друг жениха проникнет за гушангу и сможет своровать что-нибудь из угощения жениха, то ему тоже посчастливится вскоре гулять на своей свадьбе. Но обычно жених, помня о помощи своих друзей, сам выбирает лучшие куски мяса из своего плова и угощает друзей. После окончания свадьбы жених сопровождает невесту до дверей комнаты, где ее встречает янгя. Девушку готовят к первой брачной ночи. Но прежде чем в комнату пустят жениха, он должен заплатить выкуп. Они могут долго и шутливо спорить или разыгрывать конкурсы. Это зависит от особенностей местных обычаев. Очень часто при первом входе жениха в эту комнату проводится обряд, когда жених и невеста выясняют, кто будет хозяином в доме: иногда они стараются наступить на ногу друг другу, а иногда хозяином (хозяйкой) становится тот, кто первым успел лечь на кровать у стенки и т.д. Естественно это весьма условный ритуал развлекательного характера, который всегда проходит под дружный и веселый смех окружающих. На время брачной ночи янгя уходит из комнаты и возвращается утром. В некоторых случаях, например, в Ташкенте, доказательство невинности девушки можно предоставить через две ночи.

На этом основной свадебный процесс заканчивается. Но в некоторых областях послесвадебные обряды могут продолжаться неделю и больше.

Но главный смысл заключается в том, что все эти обряды призваны облегчить привыкание к кардинальным изменениям в жизни девушки, которая обретает новый дом со своими устоявшимися традициями и новую семью со своими особыми отношениями.

И, в конце концов, переход молодых парня и девушки в новую категорию замужних и женатых людей.

ФОТО СВАДЕБНЫЕ

Тимофеев Ярослав
Тимофеев Ярослав

Декоратор. Редактор сайта fashion-pups.ru

Статей: 1104

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *