Осетинские свадебные платья

Наряд невесты Осетии заслуживает особого внимания. Он неповторим в своем изяществе, красоте. Осетинское свадебное одеяние украшено разнообразными камнями, вышивкой. Такой декор делает наряд тяжелым и одновременно роскошным.

Наряд скрывает от посторонних взглядов тело молодой девушки, включая руки и шею. Головной убор невесты, украшенный золотыми и серебряными нитями, обрамлённый фатой, играет немаловажную роль. Этот аксессуар – объект выкупа во время осетинской свадьбы.

В древности считалось плохой приметой, если шапочка попадет в руки чужого человека.

Элементами свадебного наряда невесты являются корсет, рубаха, распашное платье, кафтанчик, фата, шапочка, обувь. Кафтанчик девушка начинала носить с того момента, когда вступала в брачный возраст. Надевался он поверх рубахи под распашное платье.

Если была возможность, шился кафтанчик из дорогих тканей типа атласа, бархата, шелка. Этот предмет одежды стягивал фигуру, начиная плечами и заканчивая талией. Он должен был туго натягиваться, иначе могли расстегнуться нагрудные застежки.

Борта, ворот, подол кафтанчика декорируются золотой вышивкой, галуном.

Под распашным платьем были видны лишь некоторые части кафтанчика, он распадался на нарукавники, нижние полочки на поясе, воротничок, нагрудник с застежками. Под него новобрачная надевала рубаху из ситца или шелка с широкими длинными рукавами, которые скрывали кисти рук. Расцветка этого предмета подвенечной одежды девушки была желтого либо красного тона.

Обязательным элементом женского свадебного платья считаются нагрудные застежки. Если изначально они выполняли свое прямое предназначение, то в современности стали больше декоративной частью. Нагрудные застежки присутствуют во всех праздничных женских костюмах Северного Кавказа, но обнаружены они были в погребальных комплексах Осетии.

Под кафтанчик, на рубаху надевают корсет. Материалом для него служит кожа или несколько слоев шелка. Верх корсета заканчивается на уровне подмышек, а низ – на талии либо немного ниже. Завязками на корсете служат мелкие узелки шнура или тесьмы.

С ними связаны некоторые каноны осетинской свадьбы: для развязывания шнура запрещалось использовать что-либо острое. Если его рвали или разрезали, для мужчины это считалось позором.

Если же в первую брачную ночь мужчина не смог развязать корсет, то права притрагиваться к молодой он не имел.

Поверх кафтанчика надевают распашное платье. Зачастую он выполнено в светлых тонах. Особенностью свадебного платья считается висячий широкий рукав. Он характерен не только для праздничной одежды, но и для одеяния феодалов. Такие рукава были неудобны при работе, поэтому подчеркивали праздность: постоянную для женщин высшего сословия либо кратковременную на праздниках и свадьбах.

Как выглядит осетинское свадебное платье?

Осетинские свадебные наряды представляют собой длинные платья, имеющие расклешенные рукава. Их носят со свадебной шапочкой треугольной вытянутой формы, украшенной фатой.

На свадебном осетинском одеянии изображались символы благородия, поскольку женщина – мать, родительница, в связи с чем орнаменты носили растительный характер.

Невеста выглядела стройной, красивой, женственной, скромной.

Осетинское праздничное платье доходило до пят и кроилось в талию. На нем был передний сплошной глубокий разрез. Рукава в основном были длинными и широкими. В некоторых случаях они делались узкими, прямыми, скошенными у кисти.

Однако на такой рукав надевали длинные, широкие нарукавники, спускающиеся от локтей вниз. Благодаря разрезу на платье, была видна шелковая нижняя юбка.

Крой осетинского одеяния невесты отражал представления древнего человека о мире: оно состоит из верха, середины и низа, которые в наряде делились шапочкой, воротом и поясом.

Символика цвета

Зачастую свадебное осетинское платье шилось мастерами с использованием шелковых тканей светлого цвета: кремового, белого, розового, голубого.

Традиция надевать свадебные платья белого или другого светлого цвета олицетворяет невинность, чистоту. Зародилась она в Европе, после чего распространилась на весь мир.

Со временем некоторые части платья утратили свою символику, но светлый цвет наряда на осетинскую свадьбу остается незыблемым правилом.

Значение орнаментов

Осетинский наряд создает видение образа Праматери. Орнаменты на костюме олицетворяют древо жизни. Сама ткань платья считалась барьером для злых духов, поскольку она проходила обряд ткацкой магии.

Защитный орнамент наносился в тех местах, где заканчивалось охранное действие ткани и начиналось человеческое тело. Например, в углах полочки кафтанчика наносились орнаменты в виде равнобедренного треугольника, вершина которого обращена в угол полы.

От основания треугольника расходились в стороны кривые. Такие фигуры играли роль оберега, символизирующего плодородие.

Функции пояса и шапки в свадебном наряде

Пояс надевался поверх распашного платья и носился девушкой с периода, когда разрешалось сватовство. Все такие изделия отличались по качеству, форме, материалу, зависели от достатка семьи.

Серебряные пояса передавались из одного поколения в другое. Этот аксессуар защищал невесту от злых взглядов.

Шапочки в форме усеченного пояса с золотой растительной вышивкой защищали от порчи, а также символизировали высокое положение невесты на осетинском свадебном торжестве.

Фото осетинских свадебных платьев 2017 года

В современный век перед осетинками стоит выбор: предпочесть традиционному осетинскому облачению европейское свадебное платье или нет. Однако большинство девушек останавливаются на национальном костюме, история которого насчитывает сотни лет.

И этот выбор вполне очевиден, ведь осетинское платье с символами солнца, плодородия, изобилия, счастья служит оберегом.

Роскошная золотая вышивка, декор жемчугом, камнями Сваровски на национальных свадебных одеждах не сравнится ни с одним современным платьем.

Осетинская свадьба: обряды, традиции, свадебные платья

Свадьба была и остается очень важным событием в жизни большинства людей. Это один из самых ответственных и переломных моментов жизни, после которого существование человека наполняется особенным смыслом.

Понимая важность данного события, люди еще с древних времен относились к этой церемонии с особенным трепетом и ответственностью. На протяжении многих лет церемонии свадеб обрастали разнообразными традициями и обычаями.

В зависимости от особенностей быта и условий существования у каждого народа эти традиции носили определенный характер. И, хотя, многие из них сегодня кажутся нелепыми и бессмысленными, придерживаться их все-таки стоит.

Одним из наиболее почитающих традиции предков является народ Осетии. Осетинская свадьба состоит из этапов, которые чередуются в строгой последовательности и строго соблюдаются.

Сватовство является необходимым условием заключения брачного союза между молодыми осетинами.

Даже сегодня, когда обычаи более демократичны и влюбленные молодые люди могут самостоятельно выбирать свое будущее, родственники осетинской пары обязательно должны договориться между собой.

В роли сватов у осетинского народа обычно выступают уважаемые люди, являющиеся близкими друзьями или родственниками семьи жениха. Они посещают дом избранницы в течение трех раз, прежде чем семья даст согласие на замужество девушки.

Каждый раз, принимая сватов, отец девушки вежлив и гостеприимен, но воздерживается от окончательного ответа, лишь давая понять, что не против данного союза.

Обмениваясь любезностями, обе стороны прощаются, предварительно обговорив дату следующей встречи.

Одним из основных вопросов, обсуждаемых на таком совете, является размер калыма — выкупа за невесту. От того насколько быстро жених соберет необходимую сумму денег и зависит разрыв между визитами в дом возлюбленной парня.

Во время последней встречи, которая традиционно проходит в доме невесты, проходит так называемый сговор родственников влюбленной пары. В ходе сговора глава семьи невесты озвучивает свое окончательное решение и обе стороны договариваются о дате проведения торжества. Сговор считается состоявшимся после того, как представители семьи жениха передают семье невесты оговоренную сумму калыма.

После проведения этих церемоний невеста считается засватанной. И с этого момента до самой свадьбы жизнь невесты меняется. Теперь ей нельзя посещать развлекательные заведения даже в копании своих подруг и особенно встречаться там с родственниками будущего мужа.

Следующим, так сказать, официальным этапом предсвадебной традиции является тайный визит жениха к невесте. Который заключается в том, что жених в компании своих близких друзей тайно приходит к невесте с обручальным кольцом, которое у всех народов является символом помолвки.

Осетинская свадьба в отличие от свадеб многих других народов празднуется и в доме жениха и в доме невесты одновременно. Это очень многочисленное, веселое и хлебосольное мероприятие. Как правило, на таких свадьбах присутствует от двух сотен приглашенных.

На свадьбу могут прийти знакомые и соседи, даже не получившие приглашения, а хозяева обязаны быть гостеприимными. Традиционно к праздничному столу хозяева зажаривают целого кабана, варят домашнее пиво и араку (домашнюю водку).

Кроме того, на столе присутствует множество других угощений, а главное — три пирога, которые символизируют небо, воду и солнце.

Начинается все в доме жениха, где его друзья и родственники организовываются в свиту, в число которой входят: шафер, дружка и названная мать. Все они направляются в дом невесты, где их встречают и после специальной молитвы приглашают гостей к праздничному столу. А молодая невеста в сопровождении подруг отправляется облачаться в свадебное одеяние.

Особого внимания заслуживает наряд невесты. Осетинские свадебные платья неповторимы в своей красоте и изяществе. Они украшены ручной вышивкой и различными камнями, что делает их очень тяжелыми, но солидными на вид.

Платье тщательно скрывает от посторонних глаз все части тела молодой девушки, даже шею и руки. Особую роль играет головной убор невесты, обрамленный многослойной фатой и украшенный золотыми и серебряными нитями.

Фата с вуалью нежно окутывают голову невесты, делая ее невидимой для посторонних глаз. Кстати, именно свадебная шапочка с фатой являются объектом выкупа на осетинской свадьбе. Ради забавы многие гости хотят выкрасть головной убор, но родственники невесты трепетно охраняют его. В древности осетины считали очень плохой приметой, если шапочка невесты попадет в чужие руки.

Когда невеста облачена в свой свадебный наряд, она в сопровождении шафера и дружка отправляется к свадебному кортежу. Чтобы брачная жизнь молодой девушки была сладкой, дорогу девушки принято посыпать сахаром. Эта миссия отводиться самому близкому человеку невесты — матери. По дороге к ЗАГСу, свадебный кортеж традиционно посещает определенные святые места для того, чтобы помолиться.

После официальной части гуляние направляется в дом жениха. Этот визит также сопровождается определенными ритуалами. Чтобы в молодой семье было много детей, а первенцем был мальчик, невесте дают подержать в руках малыша.

Самым важным отличием осетинской свадьбы от любой другой является статус невесты. Пока гости насыщаются блюдами на щедром кавказском застолье, осетинская невеста на протяжении всего торжества молчаливо стоит в углу праздничного зала, опустив глаза. Доступ к праздничному столу для нее закрыт. Разве что сердобольные родственники украдкой могут чем-то угостить девушку.

Осетинская свадьба отличается не только щедрыми застольями, а и своей веселостью. На протяжении всей свадьбы гости не перестают танцевать национальные танцы.

Следующим важным этапом свадьбы является поднятие фаты с лица невесты. Эту почетную миссию предоставляют самому старшему члену семьи жениха.

Это происходит ближе к концу вечера, но перед этим родственники жениха, приподнимая фату, по очереди должны говорить невесте комплименты. Это один из наиболее приятных моментов для невесты.

Но пока гости восхищаются красотой и молодостью девушки, она должна сдержано и молчаливо их принимать.

Уже с открытым лицом невеста, задабривая свекра и свекровь, дарит им подарки и угощает медом, намекая на сладкую совместную жизнь. А те в свою очередь в знак того, что они ее приняли в свою семью, дарят ей золотые украшения. Эти подарки являются и пожеланием для молодых богатой и счастливой жизни.

Традиции осетинской свадьбы, хотя и претерпели множество изменений в течение многих лет, все равно остаются очень необычными и консервативными. Но главное, что заслуживает уважения – это верность им. Молодежь в Осетии, несмотря на окружающую нас реальность, продолжает чтить традиции. Это делает свадьбу в этой стране настоящим кладезем национальных традиций, свадебных обрядов и ритуалов.

Осетинская свадьба: традиции и обычаи

Несмотря на то, что сегодня многие обряды уходят в прошлое, осетинская молодежь продолжает чтить свои традиции. Поэтому свадьба в Осетии остается одним из самых ярких событий в жизни не только молодых, но и их семей, друзей и соседей, которые приравниваются к родственникам.

Читайте также:  Свадебное платье в греческом стиле для полных

С таким же большим размахом до сих пор отмечается и узбекская свадьба. И хотя, конечно, некоторые осетинские свадебные традиции претерпели изменения, в целом торжество проводится также, как и много лет назад. Разобраться во всех нюансах обрядов непросто, поэтому портал www.svadebka.

ws подготовил для вас подробное описание каждого этапа свадьбы.

Предсвадебные осетинские обряды

Прежде чем дойдет дело до свадьбы, должны пройти обряды сватовства, сговора и тайного визита жениха.

Сватовство

Без него осетинская свадьба не состоится, это традиция. В семье жениха назначаются сваты, которые отправляются в дом невесты. Обычно ими является кто-то из:

  1. старших родственников в семье жениха,
  2. близких друзей семьи,
  3. уважаемых соседей, с которыми поддерживаются дружеские отношения,
  4. хороших друзей семьи невесты (чтобы дело быстрее сладилось).

Делегация, как правило, не превышает пять человек. После того, как сваты определены, они отравляются в дом невесты, предупредив о своем визите заранее. Родители молодых в обряде сватовства не участвуют.

Родственники и друзья невесты накрывают для сватов стол, но ответ на предложение после первого визита давать не принято. Согласно осетинским свадебным обычаям сваты со стороны жениха должны посетить семью невесты не менее трех раз.

Во время таких визитов обговаривается выкуп за невесту (калым).

Сговор

После того, как согласие получено, семья жениха отправляет доверенных лиц с оговоренной суммой калыма и таким образом скрепляет соглашение. По этому поводу накрывается большой стол, за которым едят, пьют, произносят тосты и молитвы за молодых.

Тайный визит жениха

Нечто подобное есть и в обычаях дагестанской свадьбы, так называемая тайная помолвка, которой по сути визит жениха и является. За одну-две недели до свадьбы жених приходит к невесте вместе со своими друзьями (не более 7 человек), среди которых уже назначены старший и младший шаферы.

Они являются главными действующими лицами на свадьбе, по совместительству являясь и тамадами. Старший шафер должен быть женат – это строгое условие, соблюдение которого требуют осетинские традиции на свадьбе.

От невесты присутствуют мама и бабушка (старшие женщины рода) со стороны отца, родственники и соседская молодежь.

После того, как были сказаны первые три тоста, в которых обычно звучат молитвы, жених с шаферами идет к старшим женщинам. Мама невесты подает им бокалы с алкоголем, обычно это пиво.

Гости выпивают и возвращают пустые бокалы, положив туда деньги. Также жених обязан преподнести теще сладости, так называемые «конфеты от зятя». После этого можно подарить невесте обручальное кольцо и свадебный наряд.

Кстати, как и на турецкой свадьбе, жених также сам выбирает платье для будущей жены.

Надо сказать, что осетинская свадьба очень красивая и зрелищная, а также многолюдная и хлебосольная.

В особых случаях количество гостей может доходить до 2 тысяч, но ее главная особенность, что торжество проходит в двух домах.

Ранним утром делегация от жениха в составе не более 50 человек едет за невестой, с пирогами, баллонами пива и аракой (осетинский алкогольный напиток), тортами и конфетами.

У невесты делегацию встречают старшие с бокалами, которые выпивают три старших от жениха и в ответ преподносят свои бокалы. Затем все садятся за стол, произносят положенные молитвы, угощаются, после этого молодежь идет танцевать.

Невеста все это время стоит на видном месте и не принимает участия в празднике. После того, как часть с застольями и танцами завершена, она уходит переодеваться. Не обходится и без выкупа невесты, который проводит старший шафер.

После этого ее выводят из дома два шафера, старший – справа, младший – слева. Старшие благословляют невесту и молятся за нее.

Когда кортеж приезжает к дому жениха, невеста получает благословление уже от старших со стороны жениха. Ей дается на руки младенец-мальчик, чтобы первенцем у молодоженов был сын.

Следующими важными этапами на осетинской свадьбе по стародавним традициям и обычаям является снятие фаты и ритуал с чашей меда и топленого масла. Юноша со стороны жениха приносит с собой ритуальный флажок, которым нужно три раза провести над головой невесты.

Затем он желает ей счастья, изобилия, семь сыновей и дочку с голубыми глазами и поднимает фату, чтобы все могли увидеть лицо девушки. Флажок хранится в семье молодоженов всю жизнь.

После этого невеста преподносит мед с маслом взрослым женщинам, последней свекрови, чтобы между ними было взаимопонимание.

С наступлением темноты жених едет в дом невесты, где теща готовит ему яичницу, застолье продолжается. Кстати, жених и невеста не находятся рядом друг с другом во время свадьбы и не разговаривают. Стоят отдельно и поздравления также принимают по одиночке. Только после застолья у тестя и тещи, выпивания традиционных бокалов все церемонии считаются соблюденными.

Осетинские свадебные платья

Отдельных слов заслуживает осетинский свадебный наряд. Он должен скрывать абсолютно все части тела невесты, включая руки и шею, как и в мусульманских традициях на свадьбу, и иметь головной убор с многослойной фатой.

В обязательном порядке осетинские свадебные платья украшаются ручной вышивкой и драгоценными камнями, из-за чего наряд может быть довольно тяжелым.

Все это создает на свадьбе особый образ, благодаря которому невеста в осетинском платье выглядит как настоящая принцесса.

Напоследок портал Свадебка.ws подготовил для вас небольшой словарик названий, которые вы непременно услышите на любой осетинской свадьбе:

  • минавартта – сваты,
  • фидыд – сговор,
  • шушагсыд – тайный визит,
  • кухылхацаг – старший шафер,
  • амдзуарджын – младший шафер,
  • хыжишан – ритуал снятия фаты,
  • разгамтта – свадебное платье невесты.

Как устроена осетинская свадьба — Papaha

Если вас пригласили на осетинскую свадьбу и вы хотите понимать, что происходит, либо вы осетин, который заблудился в многообразии свадебных обычаев, а может просто интересуетесь, как у этого народа все устроено — наш путеводитель вам пригодится. Рассказываем, как проходят осетинские свадьбы.

Глоссарий

Минавартта (минæвæрттæ) — сваты
Фидыд (фидыд) — сговор, обычай, когда стороны приходят к соглашению
Фидауджита (фидауджытæ) — посредники в заключении договора соглашения
Шушагсыд (сусæгцыд) — тайный визит
Кухылхацагъухылхæцæг) — старший шафер
Амдзуарджынмдзуарджын) — младший шафер
Чинзхашшаг (чындзхæссæг) — делегаты, отправившиеся за невестой
Щиахши кафетта (сиахсы къафеттæ) — конфеты от зятя
Амбалаккаг (æмбæлæгкаг) — встречный бокал
Хыжишан (хызисæн) — обряд снятия фаты с невесты
Хыжишаг (хызисæг) — юноша, снимающий с невесты фату
Кангамад (кæнгæмад) — названая мать
Хисау (хицау)— свекр, дословно хозяин
Мыдыкуш (мыдыкъус) — чаша со смесью меда и топленого масла
Разгамтта (разгæмттæ) — женский свадебный наряд
Хунзаутта (хыундзæуттæ)—делегация со стороны невесты, сопровождающая приданное

А теперь обо всем подробнее.

Сватовство

Хотя сватовство не элемент свадебной церемонии, о нем нельзя не рассказать. После того, как семья жениха одобрила его выбор, в дом отца невесты отправляются сваты (минавартта). В дореволюционное время от сватов зависело многое. На них возлагалась важная задача — убедить родню невесты в том, что их кандидат —лучший на роль мужа девушки.

В современной Осетии обряд сватовства видоизменился и стал менее значимым, но это все еще важная часть свадебного цикла. Выбор сватов — дело серьезное. В делегацию всегда входят взрослые мужчины, уважаемые в семье жениха.

Родители жениха отбирают сватов из числа близких родственников старшего возраста (например, братья родителей), близких друзей семьи или соседей (соседи в Осетии — все равно что родственники). Сваты должны быть мудрыми, дипломатичными, терпеливыми, обладать чувством юмора и хорошо знать осетинские обычаи. Их редко бывает больше пяти.

Делегация отправляется в дом отца невесты вечером в субботу — считается, что по вечерам легче избежать «дурного глаза». Семью невесты заранее предупреждают о визите гостей.

Сватов встречают уважаемые люди со стороны невесты. Родители жениха и невесты в переговорах участвовать не должны. Семья невесты накрывает стол к приходу гостей. После короткой беседы на отвлеченные темы сватов приглашают к столу, где обсуждают будущий союз.

Сторона невесты может отклонить предложение сватов, но должна при этом повести себя дипломатично и обходительно, чтобы не обидеть гостей и семью жениха. Но сваты редко получают отказы, так как сватовству обычно предшествует длительное знакомство молодой пары. Поэтому сваты в современной Осетии несут больше обрядовую функцию.

Ответ принимающей стороны всегда согласовывается с невестой и бывает известен еще до прихода гостей. Согласно этикету, сторона невесты не дает утвердительного ответа сразу. Сваты должны посетить дом отца невесты минимум три раза.

Хотя в последнее время родственники невесты могут дать согласие после второго визита сватов, в редких случаях даже после первого. Невеста и жених на переговорах не присутствуют.

Сговор (фидыд)

После того, как сторона невесты дала согласие на свадьбу, семья жениха отправляет в дом отца невесты доверенных лиц (фидауджита) с деньгами, скрепляя брачное соглашение. Часто ими бывают сваты.

Раньше сговор служил площадкой для обсуждения организационных вопросов, касающихся свадьбы.

Все это сопровождалось традиционным осетинским застольем с произнесением молитв и добрыми пожеланиями двум породнившимся фамилиям.

Тайный визит (сусæгцыд)

За неделю до свадьбы в дом невесты тайком приходит жених со своими друзьями. Здесь впервые появляются важные действующие лица — старший и младший шаферы (кухылхацаг и амдзуарджын). Шаферов выбирают родители жениха  или сам жених из числа близких друзей и родственников. Обязательное условие при выборе старшего шафера — он должен быть женат.

Шаферы становятся названными братьями невесты, на протяжении всей жизни они должны защищать ее и помогать ей. Шаферы приходят на тайный визит вместе с женихом и другими его друзьями. Обычно их бывает не больше семи человек.

Со стороны невесты на тайном визите присутствуют ее подруги, старшие женщины рода, мать или бабушка со стороны отца, молодые соседи и родственники невесты. Взрослые женщины, как правило, во время тайного визита находятся в соседней комнате, чтобы не смущать молодых людей.

После произнесения первых трех тостов–молитв жених с шаферами отправляется к старшим женщинам, где мать невесты преподносит гостям бокалы, которые раньше наполняли слабоалкогольным осетинским пивом. Современные нравы стали более либеральными, и в бокалы наливают и крепкие напитки.

Когда стаканы становятся пустыми, гости возвращают их женщинам, положив внутрь деньги. Кроме того, жених преподносит будущей теще сладости — они так и называются  — конфеты от зятя (щиахши кафетта). А затем он дарит невесте обручальное кольцо и свадебное платье. По смыслу тайный визит близок к обручению.

Свадьба

Вот мы и подошли ко дню свадьбы. Еще каких-то двадцать лет назад осетинские свадьбы проводились в доме жениха и в доме невесты. Для гостей у домов устанавливались тенты, под которыми для гостей накрывали столы. Сейчас свадьбы чаще проводят в ресторанах и банкетных залах.

Свадьба в Осетии делится на две — на свадьбу невесты и свадьбу жениха. Люди, отобранные старшим шафером для поездки за невестой, ранним утром собираются в доме жениха и получают инструктаж от старших.

Старшие возносят молитвы Единому Богу и Уастырджи, а затем благословляют молодых людей в дорогу.

Количество машин в кортеже (чинзхашшаг), который отправляется за невестой не регламентировано, но этикет ограничивают число лиц, входящих в почетную делегацию — чаще всего их бывает не более 50. Она набирается из молодых парней и девушек, соседей, близких родственников и друзей жениха.

Конечно же, шаферы тоже едут в кортеже — они едва ли не самые главные люди на свадьбе. Кроме молодежи в кортеже едут и несколько старших — они отвечают за молодежь и следят за тем, чтобы сторона жениха проявила себя перед стороной невесты в лучшем свете.

Читайте также:  Выкуп невесты в стиле кинопроб

Делегация везет невесте пироги, баллоны с пивом и аракой, торты и конфеты.

На пороге дома невесты, или банкетного зала, в котором проходит свадьба, делегатов встречают старшие с полными бокалами.

Старший из делегации благодарит хозяев за радушие и высказывает добрые пожелания молодым. Затем трое старших выпивают встречные бокалы (амбалаккаг) и приглашают всех гостей пройти в помещение.

Гостей сажают за стол, и после молитв и застолья молодежь отправляется танцевать.

Старший из делегации после произнесения обязательных молитв преподносит бокал хозяину дома невесты (чаще всего отцу) и благодарит его от имени всех гостей. Позже хозяева преподносят почетные бокалы гостям.

Все это время невеста стоит на видном месте — в современных банкетных залах для нее оборудуют специальный подиум. Позже ее уводят, и женщины помогают невесте переодеться в свадебный наряд (разгамтта). Невесту помощницы не спешат отдавать шаферам, старший шафер должен выкупить ее.

Начинается торг, который со временем переходит в шутливую перебранку — ни одна из сторон не уступает, в итоге им все же удается договориться, и невесту выводят к гостям.

Иногда молодежь со стороны невесты в шутку прячет девушку-гостью, и представители из делегации выкупают ее у похитителей.

Выкупив невесту, старший шафер выводит ее к людям, держа за правую руку. С левой стороны идет младший шафер. Девушку за благословением подводят к старшим, а они возносят молитвы Богу и святым, чтобы те покровительствовали и оберегали новую семью.

На современных свадьбах часто воспроизводится западный обычай, когда невеста бросает свой букет назад, не глядя. Согласно поверью, девушка поймавшая букет, выйдет замуж следующей.

Этот обычай не имеет ничего общего с традиционной осетинской свадьбой, хотя и стал забавным дополнением к ней в последнее время.

Затем под звуки гармони девушку сажают в белый автомобиль, и кортеж отправляется на свадьбу жениха. Хотя выезд кортежа иногда может затянуться. Дети, пришедшие на свадьбу, не хотят уходить со свадьбы с пустыми руками.

Они становятся перед машиной, в которую посадили невесту, живым щитом и требуют у старшего шафера деньги за возможность покинуть территорию невесты.

После шутливых торгов шафер чаще всего кидает в воздух пачку денег, и кортеж покидает свадьбу невесты, в то время как дети собирают легкую добычу.

Как только кортеж доезжает до свадьбы жениха, белый автомобиль окружают люди. Невесту подводят к старшим, которые благословляют ее на жизнь в новой семье. Девушке на руки дают грудного мальчика (чтобы первенец был мальчиком), она переступает порог нового дома с правой ноги.

Следующий важный этап свадьбы — снятие фаты (хыжишан). Этот обряд проводит юноша, хорошо знакомый с осетинскими традициями (хыжишаг).

Само собой, юноша должен быть близким человеком в доме жениха (младший родственник или сосед, сын друга и т.д.).

Юноша приносит с собой специальный атрибут  — ритуальный флажок (сары зады хацил), которым он трижды проводит над головой невесты и желает ей счастья и изобилия, семерых сыновей и голубоглазую дочку.

Через пару часов после приезда невесты на свадьбу к жениху отправляется делегация, сопровождающая приданное невесты (хунзаутта). Ее сажают за отдельный стол и принимают как самых почетных гостей.

После повторения этих ритуальных слов юноша поднимает фату, чтобы люди видели лицо невесты.

Ритуальный флажок отныне хранится в доме молодоженов как почтенная реликвия. Этот обряд как бы вводит невестку в новый дом. Отныне она — новый член семьи, и главный мужчина в ее жизни теперь — отец ее мужа, он называется хицау (дословно — хозяин).

Вместе с ритуальным флажком присылается чаша со смесью меда и топленого масла (мыдыкуш). Невеста кормит смесью взрослых женщин, последней кормит свекровь, а окружающие в это время желают им взаимопонимания, легкой и «сладкой» совместной жизни. После проведения обряда чашу с медом воруют соседские мальчишки, и старший шафер опять должен потратиться, чтобы выкупить ее.

Свадьба сопровождается песнями и танцами. Гостей на осетинской свадьбе бывает очень много — несколько сотен, может быть больше тысячи, в совсем одиозных случаях количество гостей достигает двух тысяч.

Во Владикавказе не каждый зал торжеств может себе позволить разместить столько людей.

Гости приносят на свадьбу подарки, близкие родственники и шаферы дарят невесте драгоценности, остальные гости, зная, что свадьба — очень хлопотное и затратное дело, предпочитают дарить молодоженам деньги, чтобы хотя бы частично покрыть их расходы.

Отстояв в специально отведенном углу всю свадьбу, невеста в компании двух охранников из отчего дома, близких подруг, сопровождающих ее на протяжении всей свадьбы, шаферов и названной матери (кæнгæмад) уходит в отдельную комнату, где ей наконец разрешают присесть. К невесте периодически заглядывают гости, она встречает их стоя. Гости желают невесте счастья в новом доме, гармонии с новыми домочадцами и, как это принято у осетин, семерых сыновей и голубоглазую дочку.

С наступлением темноты жених отправляется в дом своего тестя, где теща готовит ему яичницу. Его сопровождают друзья. Этот обычай называется визит зятя (сиахсы цыд). Его приезда ждут с нетерпением — родственникам и соседям интересно взглянуть на выбор невесты.

Молодежь устраивает в его честь танцы, женщины накрывают столы. За старшего сидит обычно кто-нибудь из соседей, как правило, близкий гостям по возрасту.

 Зять дарит женщинам конфеты, распивает с новыми родственниками несколько бокалов, но держит себя в руках и контролирует каждое слово и движение, чтобы произвести на тещу и тестя хорошее впечатление.

После застолья жених отправляется к теще, та дает ему бокал. Друзьям жениха подают бокалы другие близкие дому отца невесты женщины. Жених благодарит тещу, опустошив бокал, опускает в него купюру, его примеру следуют и друзья.

На этом официальные и многолюдные элементы свадебного цикла заканчиваются.

Кстати, жених и невеста не видят друг друга на собственной свадьбе, хотя и могут находиться в одном здании. Жених встречает гостей и принимает их поздравления, а невеста стоит в отведенном ей месте и также принимает поздравления. На свадьбе она не должна говорить. А с отцом жениха она заговорит только тогда, когда тот даст ей разрешение снять с головы косынку.

О красивом, формировавшемся многие столетия обычае осетинской свадьбы рассказать непросто, но мы надеемся, что вы получили представление. 

Редакция благодарит Аслана Дзгоева за предоставленные материалы.

Михаил Абоев

Гордость за свою историю и возросший интерес к происхождению вполне закономерно. Осетины – древний народ инга иранской группы большой индии.

В жёстких условия становления мировой цивилизации он сумел сохранить свою идентичность, родной язык и самобытную культуру.

В основе этноса осетинского народа лежит схема мировоззрения получившей обозначение мифо-поэтического строения мировосприятия. Через призму легенд рассматриваются все процессы происходящие вокруг.

Осетинская свадьба

В основе мифо поэтического восприятия обязательно присутствуют космологические сюжеты, по которым строится жизнь окружающего нас мира.

Один из феноменов в  народном этносе будет осетинская свадьба, воплотившая в себе главнейшие свадебные обряды имеющими глубочайшие смысловые символы и огромным сакральным содержанием.

Осетинская свадьба —  прототипом осетинской свадьбы является сюжет основного инга европейского мифа о громовержце. Традиционная осетинская свадьба является одним из обрядов традиционного общества, а традиционное общество ориентировано на воспроизведение прецедента.

То есть сама по себе осетинская свадебная традиция это повторение того, что было в прошлом, начиная от создания мира. Правильный повтор тех мифологических событий это самое главное условие которое обеспечивает успех свадебного обряда.

Это повествование о божественном свадебном союзе между небом и землёй.

Из века в век исполнение осетинского свадебного обряда, было для его участников своего рода испытанием души и духа! Свадьба это переход состояний и как всякий переход подобного масштаба, он символизирует временную смерть, которую нужно преодолеть.

Для того чтобы перейти в новую социальную категорию нужно умереть. Для того чтобы этот переход был успешен, он должен воспроизвести пример существовавший в прошлом. Осетинский свадебный обряд воспроизводит сценарий который уже однажды был осуществлён мифологическими героями.

Характерной чертой мифологических предков осетинского этноса, был беспокойный дух соревнования отраженный в девизе «Быть лучшим всегда и во всём!».

Важное сакральное действие как завоевание мужчиной воином женщины, как красы мира, как продолжение мифологического действия продолжения рода.

Традиции Осетинской свадьбы

Свадебный обряд наиболее точно передаёт весь смысл древней аллегории, её суть в том, что жених добывает сакральную женщину. Она станет прародительницей рода, которая потом произведёт очень важное действие рождение детей.

Каждый свадебный обряд продуман до мелочей, в нём нет ничего лишнего и каждый элемент свадьбы очень важен! Изначально происходит выбор невесты, затем засылаются сваты, затем заключается брачный договор. Из дома жениха высылают поезжан. Они едут в дом невесты, невеста проходит соответствующую свадебную церемонию на которой её одевают особым образом.

В современном толковании это утро невесты и сборы невесты. Готовую невесту водят вокруг очага и затем её запирают до приезда жениха.

В осетинском свадебном обряде сосуществуют несколько сфер традиционной культуры: миф, игра, магия, искусство и ритуал. Расставаясь с домом отца, невеста должна вместе с шафером, трижды должны обойти с молитвой вокруг очага и коснуться к накочажной цепи, для того чтобы Саха, покровитель очага взял её под свою опеку.

  В мифологии осетин громовержец Саха соединяет браком небо и землю. Качажная цепь в этом свадебном обряде является центром мировой оси, вокруг которой организовывается пространство осетинского желища. Домашний очаг и цепь над ней спущенная с небес покровителем Саха, считаются священными для каждой семьи.

Исполнение свадебного обряда достаточно регламентировано.

Свадебный обряд исполнялся на дехаше. Дехаш это мужское собрание и по этому знание этого сюжета не могло быть всеобщим. Осетинская свадьба это большое массовое мероприятие и этот сюжет должен быть рассказан таким образом чтобы он был доступен всем без исключения. Желательно чтобы каждый мог принять участие в его розыгрыше и инсценировке.

Осетинская свадьба

Классический осетинский свадебный обряд на протяжении многих веков служит символом преемственности и этнического единства его исполнителей. В нём сохранены многие элементы наполненные тайными образами. Востановление смысла который стоял за основами ритуала, предмет внимание не одного поколения учёных, ведь свадьба предмет исследования этнографов.

Надо признать что этнографы старшего поколения действительно подробно описали осетинскую свадьбу, подробно и в деталях с разными местными вариантами, но этого недостаточно! Мало её описать даже очень подробно, её нужно понять, осмыслить, посмотреть этот свадебный обряд и попытаться установить диалог с людьми из прошлого, которые были создателями и носителями этой свадебной культуры и традиции.

У каждого свадебного обряда есть свой мифологический прообраз, есть мифологическое объяснение, а это и есть картина мира человека прошлого! Снятие фаты один из главных свадебных ритуалов дошедших до наших дней. На протяжении многих веков фату снимали острыми предметами, стрелой, кинжалом, заострённой палочкой или свадебным флажком.

Осетинский свадебный обряд снятие фаты острым предметом это символ приобщения невесты к новой семье и сопровождается этот обряд пожеланиями невесте счастья, а так же рождения семи сыновей и голубоглазой дочки. Название свадебного флажка означает – ангел покровитель.

Было бы нелепо в наше время полностью следовать старинным свадебным традициям. Но сохраняется свадебный ритуал. Например, в дом жениха невеста приходит в традиционном костюме, а затем свадьба празднуется в европейском свадебном платье.

В народном свадебном платье тоже нет ничего случайного и каждая деталь имеет своё значение и смысл.

Давайте рассмотрим головной убор. Шапочка осетинской невесты, в её основании круг. Круг это энергетическая защита человека от каких то сторонних сил. Люди были суеверны и считали что невеста существо подверженное дурному влиянию из вне.

Такую же охранительную функцию выполняет пояс невесты. Орнамент и вышивка на платье не только осетинской невесты тоже несёт сакральную информацию.

Читайте также:  Обработка свадебных фотографий в фотошопе

Узор на свадебном содержит символ птицы, это символ плодородия, дерево – древо жизни, это всё обереги и пожелания.

В осетинской мифологии зеркало является одним из сакральных символов. Зеркало с одной стороны напоминает о божественном браке, а с другой стороны служит охранительной магией.

Именно по этому в зеркалах при гадании пытаются увидеть будущее. Зеркало присутствует и в поздних свадебных обрядах многих народов. Перед уходом невесты из отцовского дома, шафер невесты подносит зеркало к её матери.

Она в ответ приносит три испечённых пирога и произносит молитву на крыльце.

В настоящее время произошла плавная подмена этнических ценностей, что привело к неконтролируемой и бессмысленной переориентации обрядового поведения. Свадьба это не то мероприятие которое может случиться от предрасположенности молодых людей когда угодно.

Это таинство равно победе и венчания на царство божие и его приурочение совершенно специфично. Свадьба это свидетельство победы над смертью, в котором жених и невеста царствующие боги! Обидно будет если вы не пригласите фотографа на свадьбу, подумайте как будут рады вашим свадебным фотографиям ваши родные и близкие.

Как восхищённо будут смотреть  ваши внуки на ваши свадебные фотографии!

К Вашим услугам  Михаил Ушаков — свадебный фотограф 8(926) 560-01-62.

Национальный костюм осетин

Каждая национальность по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими, характерными только ей, обычаями. Пожалуй, не секрет, что разные народы богаты не только традициями и обычаями, но и имеют свою национальную одежду – яркие, колоритные костюмы.

Очень красивый костюм есть и у народов такого чудесного региона, как Осетия. Осетины уважают и соблюдают свои традиции, а также по-настоящему гордятся своей национальной одеждой.

Национальный костюм осетин, несмотря на свою яркую, красочную расцветку, является довольно сдержанным в крое и фасоне, прежде всего потому, что осетины не приемлют даже самые малые проявления вульгарности и пошлости в одежде.

В былые времена, ввиду отсутствия широкого выбора материалов, предназначенных для изготовления национальной одежды, осетинские женщины выкрашивали доступные ткани в необходимые им цвета. Стоит отметить, что краски также изготавливались собственноручно.

В наши дни обилие материалов на витринах магазинов позволяет не прибегать к хитрости, а без труда выбрать материал подходящей структуры и нужного оттенка. Но, несмотря на использование фабричной ткани, сам костюм по-прежнему изготавливается посредством ручной работы.

Национальные костюмы осетин имеют многовековую историю и соответствующую историческую значимость. Традиционный наряд состоит не только из одежды, но и включает в себя разного рода украшения. Сам фасон практически не подвергался изменениям и по сей день сохранил основные характерные черты.

До наших дней осетинский женский костюм сохранился лишь как наряд для свадебных церемоний, проводимых по всем традициям народа. Но в прежнее времена каждая девушка и женщина облачалась в подобное одеяние на любые праздники и торжественные случаи.

Женский осетинский национальный наряд включает в себя:

  • легкую сорочку;
  • корсет или специальный декоративный нагрудник;
  • платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани;
  • велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
  • платок;
  • шапочку, которую именуют «худ»;
  • специальную мягкую обувь – «чувяки»

Первые фасоны осетинского женского костюма имели лишь отдаленные отличия от мужской модели, но с течением времени претерпели значительные изменения. Костюм, предназначенный для прекрасной половины человечества, приобрел соответствующие, женственные черты.

Фасон стал более приталенным, спинка изделия в современном варианте выглядит более изящно, но воротник изделия по-прежнему высокий, закрывающий грудную клетку и часть шеи.

Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый декоративными камнями и украшенный яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья.

Для моделей верхних халатов с узкими рукавами использовались дополнительные элементы в виде навесных рукавов, изготовленных из того же, бархатного материала, расшитых золотистыми узорами и орнаментами.

На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушках, подчеркивая статность и изящность фигуры.

Но помимо нарядных моделей, существовало также множество повседневных вариантов осетинского женского платья. Отложной воротник-стойка, рукава, постепенно сужающиеся в области запястий и сдержанный внешний вид – вот основные черты повседневного наряда осетинской женщины.

Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:

  • черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
  • бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.

Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:

  • Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.
  • Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки
  • Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.
  • Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.
  • Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый
  • Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.
  • Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.

Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.

Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.

Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.

Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гаммасвадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.

Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.

Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.

Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.

Сватовство и сговор перед Осетинской свадьбой

В Осетии предсвадебная подготовка начинается со сватовства, которому предшествует знакомство молодых людей и их договоренность между собой и с семьей.

Если парень готов взять на себя семейные заботы, а любимая удовлетворяет всем пожеланиям его родителей и согласна принять сватов, последние отправляются в ее дом в заранее обусловленный день. Их должно быть не менее трех.

Старшим в этой троице посылают кого-то из уважаемых мужчин из числа соседей или вообще жителей данного населенного пункта. Второй сват — по возможности — брат отца или матери. Третьим приглашают человека, которого хорошо знают и уважают в семье невесты. Это обычно помогает ускорить дело.

Так как семья девушки знает о предстоящем сватовстве и его дне, она имеет возможность подготовиться к визиту. И обычно уже по первым минутам встречи можно судить, каков будет исход переговоров. Но при всех условиях сватов обязательно приглашают к столу.

И столь же обязательно после второго тоста старший «делегации» сообщает о цели прихода. Но, даже если семья готова отдать дочь, прямого и немедленного согласия сваты не получают — этикет не позволяет.

Поэтому хозяин дома, поблагодарив за честь, сообщает, что предложение, конечно, лестное, но надо посоветоваться с семьей, со старейшинами рода, спросить согласия девушки и т. д., и предлагает встретиться через какое-то время. Обговорив день и час нового визита, сваты откланиваются.

Но все понимают, что принципиальное согласие получено. Поэтому, уходя, гости оставляют залог — определенную сумму на угощение следующих визитеров.

Новая встреча называется ФИДЫД или брачное соглашение с родителями невесты (т. е. сговор). В наши дни он может проходить и в доме невесты (что традиционно, и чаще всего именно так и бывает), и в доме жениха.

В любом случае гостей ждут, но готовить еду и накрывать стол начинают только после их прихода, так как гости должны — пусть и со стороны — видеть весь процесс. Даже жертвенное животное режут при них.

А чтобы фи-дауджита (доверенные жениха) не скучали, им предлагают легкие закуски, фрукты, вино. Может даже прозвучать пара тостов, но самых традиционных.

Собственно фидыд происходит за столом, накрытым по обычаю. Угощение каждая семья выставляет, разумеется, разное, но пироги олибах и голова и шея жертвенного животного — должны быть в любом случае. Олибах — это ритуальный пирог, обязательное угощение и на сговоре, и на свадьбе.

Готовят его из 500-600 граммов дрожжевого несдобного теста, раскатанного тонким пластом. На него кладут 200-300 граммов коровьего сыра, края пласта соединяют и снова раскатывают лепешку. Пекут олибах в духовке на малом огне 15-20 минут до румяной корочки и горячим смазывают налха (сливочным маслом). Таких пирогов должно быть три.

Их складывают стопкой и так подают на стол.

Когда приготовления окончены, прибывших приглашают к трапезе. Стол возглавляют фидауджита: в центре — первый Старший (что из уважаемых соседей), справа от него — второй Старший (от семьи невесты), слева — третий Старший (дядя или другой родственник жениха). Когда все расселись, первый Старший встает и предлагает обсудить дело, собравшее их «за этот стол».

Не притрагиваясь к еде, согласовывают калым, приданое, в состав которого обязательно входит свадебный наряд невесты (пожалуй, самый сложный и дорогой на Кавказе и в Закавказье), день свадьбы, число тех, кто приедет за невестой, договариваются, кто и когда привезет жертвенное животное и т. д. И только когда все вопросы решены, начинается застолье.

Руководит действиями за столом — первый Старший. Он предлагает тост за Стыр Хуыцад (Большого Бога), «поручает» молодых и роднящиеся семьи Мады Маирам (Деве Марии), Уастырджи и другим святым. Его слушают и пьют стоя.

Затем Первый передает один олибах и базыг (плечевая кость жертвенного животного) младшему за столом, а второй и третий Старшие поддерживают тост. Следующее слово предоставляется самому старшему (по возрасту) из гостей, сопровождающих делегацию жениха.

Он произносит тост за здоровье всех жителей села, соседей, благодарит хозяина дома и желает, чтобы обе семьи были довольны новым родством, а счастье молодых озарило не только родных и близких, но и всю Осетию.

Большинство осетин исповедует православие, пришедшее в VI—VII вв. из Византии, Грузии и России. Очень небольшая часть является приверженцами ислама. Но независимо от нынешнего вероисповедания все чтят целый ряд языческих верований и обрядов.

Третий Старший отрезает ухо жертвенного животного, трижды надсекает его и передает старшему из гостей. Тот благословляет младших гостей и передает им ухо вместе с бокалом — это традиционный ритуал пожелания молодым найти свое счастье и создать счастливую семью.

Фидыд завершается обращением старшего гостя к Касары Уастырджи (божество — покровитель порога) с просьбой взять под свою защиту всю Осетию, роднящиеся семьи и жениха с невестой.

Related posts:

Тимофеев Ярослав
Тимофеев Ярослав

Декоратор. Редактор сайта fashion-pups.ru

Статей: 1104

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *